Вчера достоянием гласности стало содержание доклада Счетной палаты России о финансовых нарушениях, выявленных в 2002 году в сфере национальной обороны. Официальный отчет аудиторов палаты свидетельствует о бессистемном расходовании бюджетных средств в армии и на флоте. Общая сумма нарушений составила 2 млрд. 382,9 млн. руб.
По фактам нарушения законодательства свыше десятка материалов передано в Генпрокуратуру. В результате проверки использования должностными лицами РВСН денежных средств, полученных при проведении коммерческих запусков с космодромов Байконур, Плесецк и Свободный в 2002 г., Генпрокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере).
Счетная палата подчеркивает, что, несмотря на выполнение правительством России обязательств по расходам на национальную оборону, реального улучшения ситуации в Вооруженных силах не происходит.
По большому счету ничего сенсационного и выходящего за рамки обычных армейских безобразий в отчете Счетной палаты не содержится. Сведения о том, что сегодня военачальники и руководители Минобороны расходуют отпущенные им бюджетные средства крайне неэффективно, мало для кого являются новостью. Удивительно здесь, пожалуй, другое. По существу, один фаворит президента России и питерец Сергей Степашин до известной степени дискредитирует своим докладом не менее приближенного к главе государства и тоже питерца Сергея Иванова. Как известно, в России все необходимые отчеты и документы появляются в нужное время и в нужном месте. Представление отчета Счетной палаты в Госдуму в этой связи вряд ли следует расценивать как рутинный элемент плана работы палаты, неспешно составленного в установленные соответствующими положениями и графиками сроки.
Источники "НГ" связывают появление отчета с недавним убийством Игоря Климова и Сергея Щитко - двух топ-менеджеров холдинга "Алмаз-Антей". Поскольку через концерн ПВО "Алмаз-Антей" проходят немалые средства, вырученные от экспорта вооружений, трагическое происшествие не могло не дать руководству страны очередного повода к давно планируемой реорганизации сферы военно-технического сотрудничества в целом.
По мнению эксперта в области военно-технического сотрудничества, пожелавшего остаться неизвестным, отчет Счетной палаты - некий сигнал главы государства всем участникам процесса о недовольстве обстановкой в Вооруженных силах и состоянием дел в сфере военно-технического сотрудничества. По имеющимся утечкам информации, в области последнего предстоят немалые структурные и кадровые подвижки. Утверждается, что министр обороны Сергей Иванов в последнее время намеревался принять более чем активное участие в дележе прибыли от экспорта вооружений и военной техники. Ожидается, что в ближайшее время будет пересмотрена роль Рособоронэкспорта и он будет подчинен Комитету по военно-техническому сотрудничеству. Отчет же Счетной палаты побуждает пересмотреть ранее принятые решения и остужает пыл реформаторов. По существу, Сергею Иванову и его приближенному начальнику вооружения Минобороны Алексею Московскому дают понять, что они слабо контролируют денежные потоки в сфере закупки вооружений. Словом, в верхних эшелонах власти ведется борьба за контроль над огромной выручкой от продажи российского оружия и услуг на запуске космических аппаратов иностранных государств.
Вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов сообщил корреспонденту "НГ", что он консультировал аудиторов Счетной палаты. Он считает, что сделан первый шаг в инспектировании Вооруженных сил и уже обнаружились весомые недостатки, а с ними и противоречия в верхних эшелонах власти. "Все это порождено тем, - говорит генерал-полковник Ивашов, - что в ходе военного реформирования слишком много зигзагов. По сути дела, каждый последующий этап отрицает предыдущий. Та же ситуация и в сфере продажи вооружений. Нужна четкая, прозрачная программа военного реформирования", полагает вице-президент Академии геополитических проблем.
Аудитор Счетной палаты России Александр Пискунов (отвечающий за проверки в сфере национальной обороны) пояснил корреспонденту "НГ": "Сегодня в стране сращиваются интересы заказчиков и подрядчиков, за ними стоят финансово-промышленные группировки. Необходимо сформировать законодательную базу для федеральной контрактной системы (которая принята в большинстве демократических государств), через которую и распределять бюджетные средства. Это исключило бы серийные убийства высокопоставленных лиц из российского ВПК, свидетелями которых мы были недавно".