Вчера правительство обсуждало проблемы развития машиностроения. Задача, стоящая перед кабинетом министров, была весьма непростой. Дело в том, что исполнительная власть сама лишила себя всех привычных инструментов промышленной политики. Перед началом заседания премьер-министр Михаил Касьянов специально объявил, что предоставление отрасли субсидий или льгот категорически исключено. Но в таком случае становится не совсем ясным, что же может государство сделать с промышленностью, большая часть предприятий которой находится в частной собственности.
Как объяснил корреспонденту "НГ" заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин, меры, которые обеспечивают развитие всей промышленности в целом, уже давно известны и записаны в плане действий правительства. А инструменты развития машиностроения должны быть направлены на защиту отдельных ее подотраслей.
Прежде всего речь должна идти о таможенно-тарифном протекционизме. Минпромнауки будет изучать ситуацию на рынках различных видов продукции и в случае необходимости - ставить вопрос о введении защитных пошлин. Меры тарифной защиты, которые в прошлом году вводились по грузовикам и автобусам, положительный эффект уже принесли.
Есть и меры нетарифной защиты - они лежат прежде всего в сфере технических стандартов. В ближайшее время правительству предстоит разработать 136 новых технических регламентов, введение которых преследует сразу две цели: во-первых, наша продукция станет более качественной и конкурентоспособной, а во-вторых, наши рынки будут защищены от конкуренции со стороны некачественных импортных товаров.
Особое внимание на заседании правительства было уделено земельным отношениям. Вступление в силу нового Земельного кодекса может принести многим промышленным предприятиям серьезные убытки. Во-первых, они должны будут потратиться на выкуп собственной земли, а во-вторых, заплатить налоги за вновь приобретенное недвижимое имущество. Кстати, выкупную цену земли устанавливают субъекты Федерации, и тут разница в цене в зависимости от региона может быть очень и очень значительной. Как с этим бороться - еще неясно, но какие-то законопроекты проблемы Минпромнауки должно будет разработать - по выражению Сергея Митина, это нужно "для облегчения вхождения машиностроительных предприятий в новый Земельный кодекс".
С точки зрения идеологии главная задача правительства - расширить сбыт машиностроительной продукции. Но как это сделать, ничего не покупая самому? И тут взоры правительственных стратегов обращаются к естественным монополиям. РАО "ЕЭС России", "Газпром" и МПС, с одной стороны, являются крупнейшими потребителями оборудования, а с другой - они пока еще более или менее управляемы сверху.
Предложения Минпромнауки довольно противоречивы. Министерство призывает добиваться расширения в монополиях практики тендерных торгов. Конечно, торги - самая справедливая форма выбора поставщиков. Но где гарантия, что отечественные производители смогут побеждать на этих конкурсах? В материалах, представленных Минпромнауки к заседанию правительства, говорится, что добиваться организации тендеров нужно, "выделяя государственные приоритеты в этих отношениях и добиваясь сбалансированности интересов самих монополий и других отраслей промышленности". А для того чтобы было кому "балансировать интересы", предлагается вводить госчиновников в состав конкурсных комиссий естественных монополий. А то если пустить конкурсы на самотек, ничего хорошего не будет.
В резерве у Минпромнауки были предложения вернуть предприятиям инвестиционную льготу по налогу на прибыль, ввести субсидирование банковских процентных ставок и расширить финансирование научных исследований. Но все эти идеи были в конечном итоге отвергнуты как несоответствующие духу нынешней финансовой политики.