0
1099
Газета Экономика Интернет-версия

11.06.2003 00:00:00

Московское метро обречено на деградацию

Тэги: москва, метро


москва, метро Начальник московской подземки Дмитрий Гаев (в центре) рапортует о своих достижениях.
Фото ИТАР-ТАСС

Уже нет нужды доказывать, что в московском метро складывается чрезвычайная ситуация. Аварии происходят каждый день, и сотни тысяч горожан, спускаясь в подземку, оказываются в ситуации заложников. Это только начало. Результаты расследования "НГ" свидетельствуют, что количество ЧП будет только возрастать, а разрушение подземки может стать фатальным.

Вчера, вслед за понедельничной аварией на Замоскворецкой линии, произошло замыкание в электрораспределительном щите на станции "Красные ворота" и вестибюль затянуло густым едким дымом. Движение поездов, как и в понедельник, пришлось приостановить, в результате чего на станциях "красной ветки" началось столпотворение. Осталось незамеченным еще одно неприятное событие. По информации центра "Диггерспас", примерно в 12 часов на станции метро "Выхино" обвалилась бетонная стена, ограждающая открытые пути, с закрепленными на ней силовыми кабелями.

Вопросы о состоянии подвижного состава, коммуникационной инфраструктуры подземки и в конце концов способности Мосметрополитена поддерживать их в состоянии, гарантирующем безопасность пассажиров, требуют ответа. Однако руководство подземки вчера было недоступно не только для рядовых пассажиров, но и для представителей СМИ. "Оно (руководство. - "НГ") не имеет возможности раздавать персональные интервью каждому изданию, - сказала вчера корреспонденту "НГ" замруководителя пресс-службы Елена Крылова. - Возможно, в ближайшее время организуем коллективное мероприятие, на котором ответим на все ваши вопросы".

Главная причина разрушения метро - отсутствие денег. Нехитрый экономический анализ свидетельствует, что аварии в подземке вполне закономерны. Начиная с середины девяностых годов вложения в строительство и реконструкцию объектов метрополитена снижались "ударными" темпами, и к 1998 году объем выполненных работ сократился по сравнению с 1995 годом в пять раз. В 2001 году Контрольно-счетная палата отмечала, что состояние метро постепенно ухудшается, значительная часть производственных фондов стареет. В 2000 году доля машин и оборудования со стопроцентным износом составила 27,2%, и ежегодно она увеличивалась еще на 3%. Вряд ли ситуация изменилась и сегодня. Ведь московское метро по-прежнему остается убыточным: в 2001 году убытки составили 150 млн. руб. и несколько меньше - в 2002 году. Точная цифра, увы, неизвестна. По этому поводу в Институте проблем транспорта корреспонденту "НГ" сказали, что финансы метрополитена - тема настолько закрытая, что вряд ли кто-то сможет квалифицированно оценить эффективность их использования.

Впрочем, отсутствие средств для экспертов очевидно. "Основной проблемой московского метро является недостаток финансирования, - считает руководитель проекта "Фонд "Институт экономики города" Алексей Родионов. - Эта проблема пока никак не решается. Любой вид городского транспорта имеет два источника финансирования - это тарифы и бюджет. Как правило, бюджетные деньги не полностью возмещают потери транспортников от бесплатной перевозки пассажиров, поскольку разного рода льготы сейчас есть у каждого четвертого. Тарифы, за счет которых можно было бы вернуть часть недополученных денег, также сдерживаются административными рычагами. Поэтому начинается "проедание" - все имеющиеся средства транспортники вынуждены вкладывать в оплату топлива, электроэнергии, заработную плату работников, а не в обновление и амортизацию основных фондов. Конечно, в Москве по сравнению с другими городами финансирование лучше, но проблемы те же - нехватка денег".

Действительно, в структуре доходов метрополитена доходы от перевозки пассажиров составляют 68,8%, финансирование из городского бюджета составляет 27,5%, доходы от коммерческой деятельности - 3,7%. При этом расходы на заработную плату, оплату электроэнергии, содержание УВД по охране метрополитена, коммунальные услуги и прочее составляют более половины всех отчислений. Работы по капитальному ремонту составляют всего четверть общих расходов, при этом основная часть направляется на ремонт подвижного состава. На ремонт станций, вестибюлей и перегонов, неисправность которых в последнее время и становится причинами аварий, в 2001 году было потрачено всего 1,3% от общих затрат на капремонт.

Еще один вопрос - эффективность использования тех средств, которые у метрополитена все-таки есть. В последнее время москвичи наблюдали пафосное открытие нескольких новых станций - "Бульвар Дмитрия Донского", "Воробьевы горы" и "Парк Победы". Затраты были огромными - только на строительство станции на Поклонной горе в I квартале этого года из московского бюджета был потрачен 1 млрд. руб. А на объекты реконструкции действующих сетей в плане метростроения на 2003-2004 годы (постановление правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. # 995-ПП) предусмотрено всего 440 млн. руб. Как сказал корреспонденту "НГ" Алексей Родионов, "наверное, можно вкладывать деньги и в красоту, если так решили Мосгордума и столичное правительство. Хотя, конечно, сложно сказать, насколько это оправданно в условиях дефицита финансовых ресурсов".

Впрочем, за безопасность эксплуатации подземки отвечает не только глава Мосметрополитена. К примеру, надзор за деятельностью объектов повышенной опасности должны осуществлять Госгортехнадзор, МЧС. Однако в Госгортехнадзоре посетовали на нехватку кадров, а в Главном управлении ГО и ЧС по г. Москве выразили озабоченность последними ЧП, но заявили, что "метрополитен - самостоятельная служба, которая пока справляется со всеми нештатными ситуациями".

Поэтому платить за собственную безопасность придется самим горожанам - ведь если бюджетные средства в основном идут на строительство новых станций, единственным оставшимся резервом денег для метро являются тарифы на проезд. Однако закрытость финансов московского метро заставляет беспокоиться - действительно ли средства граждан пойдут на обеспечение их безопасности. До недавнего времени начальник метро Дмитрий Гаев предпочитал расходовать доходы подземки только на техническое перевооружение и замену подвижного состава. Сегодня этого уже недостаточно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
574
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2294
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1511
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1144

Другие новости