Процесс взаимопроникновения финансовых систем стран бывшего СССР активно идет уже не первый год - как на российском рынке работают структуры из бывших союзных республик, так и наоборот. Скажем, уже достаточно давно в России присутствуют прибалтийские банки. Более того, их активность в столице временами была столь высока, что вызывала недовольство как фискальных, так и денежных властей. Присутствуют в столице и дочерние структуры украинских банков. Относительно недавно активную экспансию на российский рынок начали и казахские банки.
Крупнейшие российские банки достаточно давно представлены не только в странах СНГ. Часть из них имеет представительства, дочерние финансовые компании или банки в странах Западной и Восточной Европы, не говоря уж об украинском или казахском рынках. Кроме того, по меньшей мере четыре прибалтийских банка сейчас контролируются отечественными собственниками. И если ранее они покупались крупными финансовыми и промышленными группами, то покупателем литовского банка Snoras стал российский "банк-середняк" - Конверс-банк.
Мотивы, заставляющие российские банки двигаться на зарубежные рынки, абсолютно идентичны тем, что заставляют руководителей крупнейших транснациональных финансовых групп принимать решение об открытии дочерней структуры в Москве: банки продвигаются в новые регионы вслед за своими клиентами.
Андрей Мельниченко, глава группы МДМ, известной своей агрессивной политикой по приобретению банков в регионах, комментируя приобретение финансового института в Прибалтике, заявил, что "это еще один логичный шаг в развитии нашего бизнеса". Многие российские финансово-промышленные группы имеют зарегистрированные в силу разных причин за рубежом подразделения. И для того, чтобы избежать неизбежных ограничений, такие структуры обслуживались в банках-нерезидентах. До поры российские финансовые группы оставляли право на обслуживание таких структур иностранным коллегам. Однако настало время, и они двинулись вслед за ними за рубеж.
"В случае с иностранными банками, которые покупают российские или создают их с нуля, чтобы работать на российском рынке, это называется экспансией, - говорит президент "Конверс групп" Юлиан Краснопольский. - А подобные действия крупных российских банков, покупающих финансовые институты за рубежом, - это не экспансия, скорее развитие уровня сервиса. В ряде российских банков обслуживаются клиенты, у которых есть дочерние компании за рубежом. Поскольку они привыкли в своем банке получать сервис определенного уровня, логично, что они заинтересованы в получении сервиса того же уровня для всех своих активов. Клиенту удобнее и дешевле работать с одним банком, который может обслуживать и в России, и, скажем, в Прибалтике". Кстати, одним из крупнейших клиентов купленного "Конверсом" литовского банка Snoras является местное подразделение ЮКОСа - "Мажейкяй Нафта".
Иностранные банки, придя в Россию вслед за своими глобальными клиентами, обнаружили практически необъятный рынок, на котором работают крупные местные компании и есть широкая прослойка богатых людей, предъявляющих огромный спрос на качественные банковские услуги. Российские банки за рубежом также обнаружили немало новых возможностей для развития бизнеса.
"Иностранные банки могут быть источником пассивов для российского рынка капитала, - говорит Юлиан Краснопольский. - В Европе падают ставки по размещению денег, снижается маржа между привлечением и размещением, наконец, потенциальных заемщиков приемлемого уровня риска там почти не осталось, они уже "разобраны" по банкам. Растущий рынок России требует хорошего финансирования. На этом можно неплохо заработать, причем столько, сколько у себя на родине не удастся".
Кроме того, прибалтийские банки, куда глубже российских продвинувшиеся на пути интеграции в мировую финансовую систему, имеют совершенно иную структуру доходов. Они зарабатывают меньше на процентах и на рынках, но больше на комиссионных. Понятно, что опыт работы в таких условиях спустя несколько лет, когда доходность активных операций в России упадет если и не до европейского, то хотя бы до прибалтийского уровня, может оказаться бесценным.
В покупке банка в Прибалтике есть и еще один плюс, который, возможно, в ближайшие месяцы привлечет на этот рынок еще не одного инвестора из России. Скоро Прибалтика вступит в ЕС, и покупка банка в одной из стран региона - интересный, гарантированный и недорогой способ стать частью европейского банковского рынка.