В России нет иностранных банков. Центробанк уже давно разрешил им работать на территории страны только через дочерние предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. При этом уставный капитал этих кредитных организаций должен быть не меньше 5 млн. евро. По информации ЦБ РФ на 1 апреля 2003 года, в нашей стране работает 29 таких "дочек", их доля на российском рынке составляет всего около 7%.
Первым иностранным банком, рискнувшим прийти в Россию еще в 1989 году, был банк Австрии "Кредитанштальт". Уже в 1992 году он стал первым иностранным офшорным банковским филиалом в Москве. В то же самое время возник и Международный Московский банк - первый советский банк с участием иностранного капитала. С российской стороны его акционерами стали Промстройбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Западными же собственниками являлись французский "Креди Лионне", итальянский "Банко Коммерчиале Италиана", немецкий "Байерише Ференсбенк", тот же австрийский "Кредитанштальт" и финский "КОП". В целом иностранцы владели 63% акций ММБ.
Через несколько лет иностранных банков в России стало уже почти 100. В основном они работали на уровне представительств, однако политическая ситуация все время заставляла ждать подвоха. Например, Верховный Совет пытался наложить запрет на открытие иностранными банками депозитных счетов российским компаниям и совместным предприятиям. Однако против этого выступили президент и правительство. Но продолжало действовать 12-процентное ограничение на долю иностранного капитала в общем банковском капитале России. При этом методика расчета капитала в Центробанке позволяла в любой момент ожидать ограничительных действий.
Если до кризиса российские власти старались не доверять иностранным банкам, то после кризиса иностранные банки перестали доверять России. Впрочем, многим российским клиентам удалось перевести часть своих операций в иностранные банки. Иными словами, финансовый кризис 1998 года подтолкнул западных банкиров к работе с физическими лицами. До этого между иностранцами и российскими банками существовала договоренность, что этот сегмент принадлежит исключительно отечественным кредитным организациям.
К тому времени, как доверие к российской финансовой системе было восстановлено, крупные отечественные структуры уже обзавелись собственными банками. И иностранцы начали занимать ниши, не занятые отечественными кредитными организациями - например, ипотеку "оккупировал" банк "Дельта-Кредит".