Конкуренция российских банков с их иностранными коллегами стала очевидным фактом лишь в последние полтора-два года. В начале 90-х иностранные финансовые институты обслуживали в основном своих глобальных клиентов. Многое изменил кризис. После него и российские корпорации предъявили гигантский спрос на стабильность обслуживающих их банков.
И спрос со стороны крупнейших из них был удовлетворен иностранными банками. Вслед за самими корпорациями клиентами иностранных банков стали и их сотрудники. Иностранные банки потихоньку стали выходить на розничный рынок, предлагая свои продукты и "клиентам с улицы".
По словам вице-президента Пробизнесбанка Павла Бусыгина, представленные в России дочерние банки крупных международных банков имеют ряд существенных преимуществ перед своими российскими коллегами. Во-первых, это репутационное преимущество. Дочерние банки, как правило, ассоциируются с их материнскими организациями, что после кризиса 1998 года выгодно позиционирует их на рынке.
Во-вторых, ценовые преимущества. Иностранные банки, как правило, привлекают ресурсы на существенно более приемлемых условиях, чем их российские коллеги, а размещают средства часто по более низким ставкам. В-третьих, иностранные банки не имеют существеннных ресурсных ограничений, у них есть доступ на рынок международного капитала и материнских организаций.
Кроме того, это инвестиционные преимущества. Иностранные банки могут "играть длинную", то есть реализовывать проекты с окупаемостью в 5-7 лет. Это позволяет им завоевывать долю рынка в надежде окупить затраты через 5-7 лет, на что многие российские банки пойти не в состоянии.
"У иностранных банков есть как преимущества, так и недостатки по сравнению с российскими финансовыми институтами, - говорит Александр Григорьев, президент Дельта-банка. - Одним из немногих преимуществ является доступ к более дешевым ресурсам и большим капиталам, позволяющий иностранным банкам предлагать клиентам максимально конкурентоспособные продукты".
Сила - в длинных деньгах
"Наиболее сильны позиции зарубежных банков в секторах обслуживания "иностранных компаний" в России, - констатирует Павел Бусыгин. - С "иностранными компаниями" в России все понятно: они обслуживаются там, где их материнские организации по всему миру". Александр Григорьев добавляет: "Нужно сделать оговорку, что крупнейшие российские корпорации тоже иногда являются клиентами иностранных банков".
Иностранных банков нет или практически нет "прежде всего в секторах обслуживания малого и среднего бизнеса; иностранные банки пока слабы в ритейле, практически отсутствуют в регионах, - утверждает Павел Бусыгин. - Связано это, по-видимому, с отсутствием стратегических приоритетов и нежеланием принимать на себя кредитные риски российских клиентов в данных секторах".
Состоятельные россияне с удовольствием пользуются услугами иностранных банков, однако большинство населения России пока с такими финансовыми институтами не работают, подтверждает и Александр Григорьев. Однако "со временем иностранные банки начнут выходить и на эти сегменты", полагает Павел Бусыгин.
Покорение розничного рынка
Этот процесс уже начинается: российскими частными вкладчиками заинтересовался такой гигант, как Ситибанк. "Наш российский розничный бизнес пока находится только в начальной стадии, - говорит начальник управления обслуживания частных лиц Ситибанка Виктор Башкиров. - Мы начали обслуживать частных лиц лишь с ноября 2002 года, и пока оценить наше место на рынке просто невозможно. Однако с уверенностью можно сказать, что на данный момент мы довольны темпами его развития. За пять месяцев мы приобрели около 10 тысяч клиентов".
Пока Ситибанк не планирует выходить в регионы, сосредоточившись на обслуживании клиентов в Москве и Санкт-Петербурге. И Ситибанку придется вступить в борьбу с таким мощным конкурентом, как Сбербанк - ниже 60% доля Сбербанка на рынке частных вкладов не снижалась никогда, в то время как его лучший преследователь еще ни разу не выходил из пределов 3-процентной доли.
Поэтому "возможен такой поворот событий, что наши кредитные продукты будут более востребованы рынком, нежели депозитные, - полагает Виктор Башкиров. - Пока мы этого не наблюдаем - напротив, мы очень довольны объемом и качеством депозитов".