Укрепление рубля в мае оказалось лишь иллюзией. Во всяком случае, так считает председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Вчера на XII Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге он заявил, что реальный эффективный курс национальной валюты в минувшем месяце снизился на 2,4%. Хотя добавил, что сейчас уже начался процесс дедолларизации российской экономики.
Между тем вчера доллар на валютных торгах упал на 11 копеек, до 30,65 руб./долл., тем самым лишний раз продемонстрировав крайне нестабильную ситуацию на валютном рынке. Действительно, на протяжении минувшей недели доллар то укреплялся, то падал, причем курсовые колебания достигали 10-11 копеек. По оценке многих коммерческих банков, складывается ощущение, что Центробанк стремится заставить участников валютного рынка если не совсем отказаться от проведения сделок, то по крайней мере значительно сократить объемы операций. И подобные колебания национальной валюты в корне расходятся с неоднократными заявлениями руководства Центробанка и Минфина о необходимости плавного изменения курса рубля и недопустимости его резких скачков.
Впрочем, Сергей Игнатьев, по-видимому, уверен в том, что курс американской валюты будет все-таки падать. По его вчерашним словам, "из-за укрепления рубля по отношению к доллару постепенно изменяются предпочтения в пользу российской валюты". Как передает информационное агентство RBC, в марте-апреле 2003 года превышение объемов ввоза коммерческими банками иностранной валюты над вывозом составило 300 млн. долл., что втрое-вчетверо меньше среднемесячного ввоза банками наличной иностранной валюты в прошлом году. Глава Банка России отметил также, что за 5 месяцев текущего года денежная масса в России увеличилась на 14,3%. По его мнению, главной причиной этого является рост золотовалютных резервов и приток в страну иностранного капитала. К 1 июня золотовалютные резервы составили 64,9 млрд. долл., что на 17,1 млрд. долл. больше, чем на начало 2003 года.
Однако эти положительные результаты были достигнуты не благодаря грамотной экономической политике российских властей, а лишь за счет благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. Экономика России по-прежнему целиком зависит от цен на нефть, которые этой весной радовали наших экспортеров ростом. Именно приток нефтедолларов и укрепляет российский рубль, и увеличивает золотовалютные резервы Центробанка. Когда цены упадут и поступления от экспорта нефти снизятся, экономические показатели снова приобретут отрицательную динамику.
По собственному признанию главы ЦБ, за январь-май реальный эффективный курс рубля укрепился лишь на 0,3%. Это говорит о том, что номинальный рост рубля по отношению к доллару практически "съедается" инфляцией и колебаниями евро. Сергей Игнатьев напомнил, что в 2003 году Банк России планирует не допустить укрепления реального эффективного курса рубля более чем на 6%. Эти планы ему реализовать удастся. Ведь изменения реального курса рубля связаны с темпами инфляции, а по итогам пяти месяцев она уже составила 7,1%. Если учесть, что за аналогичный период 2002 года инфляция составляла 8,4%, а по результатам прошлого года превысила 15%, становится понятно, что удержать инфляцию 2003 года на уровне до 12% будет очень сложно. Поэтому, если доллар, согласно прогнозам экспертов, будет продолжать падать, роста инфляции вряд ли удастся избежать.