Сегодня правительство должно утвердить основные параметры федерального бюджета на 2004 год. По имеющимся у "НГ" сведениям, федеральный бюджет будет сверстан на основе прогноза цены на нефть 20,5 долл./баррель. Профицит будет запланирован несколько меньшим, чем первоначально предлагало Минэкономразвития - 0,6, а не 0,7% ВВП, при этом весь профицит пойдет на финансирование Стабилизационного фонда, впервые учреждаемого в рамках госбюджета. Инфляция запланирована в размере 9%. Как заявил накануне министр финансов Алексей Кудрин, бюджет в целом сохранит социальную направленность, но в наибольшей степени будет увеличено финансирование статей на оборону и правоохранительную деятельность.
Новый государственный бюджет разрабатывается в чрезвычайно сложных условиях, поскольку его принятие накладывается на две реформы, имеющие непосредственное отношение к бюджетному процессу: перераспределение полномочий между уровнями власти и резкое снижение налогового бремени. Вероятно, именно затянувшийся процесс разработки этих реформ привел к тому, что бюджетное послание президента в этом году было опубликовано на полтора месяца позже, чем обычно. Как заявил зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов, такое опоздание является нарушением закона, совершенным самим президентом. Но чиновников, готовивших послание, можно понять: до самого последнего времени контуры двух реформ были неясны, а без них и рассуждения о будущем бюджете оказались бы бесплотными.
Кстати, окончательные контуры налоговой реформы неясны до сих пор, ведь парламент еще не одобрил соответствующие законопроекты. Между тем группа депутатов Государственной Думы предлагает сокращать НДС не до 18, а до 16%, а в порядке компенсации сохранить налог с продаж, который правительство предполагало отменить. Налоговая нагрузка на экономику будет та же, но доходы регионов увеличатся, поскольку налог с продаж пока является региональным налогом.
Парламенту предстоит рассмотреть еще немало подобных поправок к налоговой реформе. На вопрос, какие главные проблемы ожидают проект бюджета-2004 при прохождении через Федеральное собрание, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету Светлана Орлова ответила: "Главный вопрос - это, конечно, источники доходов регионов. 3 года бюджет у нас был профицитный, три года основные собираемые налоги, такие как акцизы, НДС, налог на прибыль, были источником доходов федерального бюджета. И все это прекрасно понимали, потому что была огромная проблема выплаты внешнего долга. Все, кто умеет считать, понимали, что такая огромная сумма внешнего долга, висящая на стране, бюджету не нужна. Но 2004 год должен стать годом регионов. Не нужно гонять деньги из федерального бюджета, надо научиться управлять теми доходами, которые мы собираем. Люди должны знать, какие у них есть источники доходов".
Аналогичного мнения придерживается президент Фонда комплексных прикладных исследований Яков Дранев: "Главные проблемы возникнут с теми поправками к налоговому законодательству, которые затрагивают регионы. Вопрос упирается в тот факт, что у регионов доходная база резко уменьшилась. По этому вопросу представители регионов займут принципиальную позицию. Если эта проблема не будет как-то решена, ничего хорошего в регионах не произойдет".
На вопрос корреспондента "НГ", по каким именно видам налогов может произойти компромисс между регионами и правительством, Дранев ответил: "Сейчас будет идти борьба по всему фронту. Та позиция, которую правительство отстаивает, - она вполне разумная и обоснованная. Регионам вроде бы предоставляется компенсация. Но компенсация базируется на налогах, которые регионы не смогут реально собрать. Одним из компенсаторов будет налог на имущество, но законодательство позволяет крупным компаниям юридически выводить свое имущество за пределы региона".