Министерство финансов и Центральный банк по-прежнему надеются удержать инфляцию в рамках запланированных на год 12%. Несмотря на то что только за первые четыре месяца рост цен уже составил 6,2%, а в мае, по предварительным данным, еще плюс 1%, глава ЦБ Сергей Игнатьев и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, выступая вчера перед иностранными инвесторами, продемонстрировали редкое единодушие и уверенность в итоговом годовом показателе. Основанием для оптимизма служит надежда на второе полугодие текущего года. "С учетом прогнозируемого снижения инфляции в июле-сентябре есть неплохие шансы удержать инфляцию в 2003 году в пределах 12%", - заявил Сергей Игнатьев. Алексей Кудрин сказал примерно то же: "Думаю, что вторая половина года будет более соответствовать нашим прогнозам и мы добьемся целевых показателей".
Между тем надежда финансовых чиновников на то, что в третьем и четвертом кварталах инфляция будет удержана, может оказаться просто хорошей миной. Не секрет, что именно на этот период запланирован ряд значительных бюджетных выплат, в частности повышение зарплат бюджетникам на 30 с лишним процентов. Хотя это и плановые расходы, но они неизбежно приведут к росту денежной массы и к увеличению спроса, ведь зарплата бюджетников так мала, что, как правило, целиком идет на потребление. Кроме того, по прогнозам аналитиков, в связи с парламентскими и президентскими выборами осенью можно ожидать незапланированного роста различного рода дотаций регионам, отраслям, организациям и прочим страждущим, что также является фактором, подогревающим инфляцию. "Инфляция может подстегнуть текущий спрос и потребление, но в среднесрочном периоде не очень благоприятно скажется на экономике и инвестиционном процессе", - считает Валерий Марков, ведущий эксперт Центра развития. Но властям будет очень трудно удержаться от желания поддержать свой авторитет за счет казенных денег.
Практически единственный реальный инструмент, который помогает сдерживать инфляционные процессы, это политика "сильного рубля". Однако есть опасность "передавить" и слишком сильно укрепить рубль, что с неизбежностью негативно скажется на всей экономике в целом - пострадают и экспортеры, и большинство предприятий, работающих на внутренний рынок, поскольку конкурентоспособность их продукции по сравнению с импортной пока еще невысока. Опасность уже кажется серьезной - вчера средневзвешенный курс доллара на единой торговой сессии опять понизился на восемь копеек, с 30,73 до 30,65 руб. И, по оценкам участников рынка, настрой на продолжение роста рубля остается. По словам аналитика компании "НИКойл" Владимира Тихомирова, "оптимальным для экономики было бы укрепление реального курса российской валюты на уровне 3-4% в год". При этом он отмечает, что, если Банк России удержит динамику на существующем уровне, это уже будет неплохо.
Пока российская экономика не слишком страдает от укрепления рубля. "Это не очень угнетает производство и даже способствует некоторому росту инвестиций и импорту промышленного оборудования", - считает Валерий Марков. Глава Центрального банка и министр финансов уверены, что правительству удастся не допустить чрезмерного укрепления рубля: по прогнозам Сергея Игнатьева, в текущем году реальный курс вырастет не более чем на 6%. Правда, здесь есть один существенный момент. "ЦБ считает курс по отношению к корзине валют, - говорит Владимир Тихомиров. - При этом к евро рубль снижается, а к доллару растет, что и дает в сумме нормальный результат". Но именно доллар - в России главная иностранная валюта, в которой ведут расчеты экспортеры, и хранит накопления население. Так что Центробанку необходимо искать баланс.