0
1356
Газета Экономика Интернет-версия

02.06.2003 00:00:00

Страховые ботинки Рубена Варданяна

Тэги: росгосстрах, приватизация, акции, государство


росгосстрах, приватизация, акции, государство Глава 'Росгосстраха' Рубен Варданян может не беспокоиться об итогах предстоящего аукциона.
Фото ИД 'Коммерсантъ'

18 июня история российской приватизации (которую, по общему мнению, трудно назвать безупречной) может пополниться еще одним примером сомнительной распродажи. В очередной раз государство рискует расстаться с жирным куском собственности, не получив адекватной компенсации. Подобным случаям несть числа, можно было и на этот раз махнуть рукой на очередную приватизационную потерю, если бы само государство (на словах!) постоянно не декларировало бы заботу об эффективных продажах своей собственности и пополнении бюджета. Итак, 18 июня Российский фонд федерального имущества собирается провести аукцион, на который будут выставлены 26% минус одна акция ОАО "Росгосстрах". Сам по себе аукцион не вызвал бы никаких вопросов, если бы не некоторые очевидно странные обстоятельства.

Почему государство решило избавиться сейчас именно от 26% акций "Росгосстраха" из имеющегося у него сегодня в собственности пакета в 51%? Как и любой продавец, Фонд федерального имущества должен стремиться продать государственную собственность как можно дороже, дабы наполнить российскую казну.

Дело в том, что сейчас 49% акций ОАО "Росгосстрах" обладает консорциум во главе с компанией "Тройка-Диалог". То есть для получения контрольного пакета акций "Тройке" не хватает одного процента плюс одна акция. Учитывая, что пока неизвестно, какой пакет "Росгосстраха" будет реализован государством в следующий раз, предстоящий в июне аукцион фактически лишается смысла. Ведь сколько бы ни заплатил конкурент "Тройки-Диалога" за 26%, в следующий раз речь может идти всего лишь об одном проценте. Для кого-то - мелочь, а для "Тройки" - как раз искомый ключ к контрольному пакету. Так что рисковать ради пресловутых 26% акций с непонятными последствиями вряд ли кто-то отважится.

Так что с точки зрения пополнения бюджета страны решение продать лишь 26% выглядит весьма сомнительным. Вот за 51% "Росгосстраха" борьба бы пошла нешуточная. И "Тройке-Диалогу" пришлось бы попотеть, чтобы ее 49% не стали "утешительным призом". А любой аукцион, на который участники явились с серьезными намерениями, если, конечно, он не "голландский", предполагает серьезное увеличение цены выставленного на продажу товара.

Решив продать 26, а не 51% акций "Росгосстраха", государство пошло на заведомо не самые выгодные для бюджета условия приватизации компании, убежден вице-президент инвестиционной компании "Атон" Александр Агибалов. Единовременная продажа контрольного пакета с точки зрения интересов государства много эффективнее.

Дробя пакет, государство автоматически сужает круг потенциальных участников аукциона, что снижает суммарную цену пакета, считает Агибалов: поэтому решение о продаже блокирующего, а не контрольного пакета РГС, на его взгляд, выгодно консорциуму компаний во главе с "Тройкой-Диалогом", которому в настоящее время принадлежит 49% акций "Росгосстраха". Прочие потенциальные участники, ранее заявлявшие о намерении участвовать в аукционе после объявления о продаже контрольного пакета акций, незаметно растворились, утверждает господин Агибалов.

Таким образом, по словам вице-президента "Атона", может сложиться ситуация, когда на аукционе не будет конкуренции. В случае победы консорциума на предстоящих торгах государство продаст оставшиеся 25% по гораздо меньшей цене, чем 26% минус одна акция, - заявляет Агибалов. На сегодняшний день консорциум является безусловным фаворитом аукциона, и данный сценарий представляется наиболее вероятным. Государство в очередной раз не сможет полностью использовать конъюнктурную ситуацию для максимизации доходов от продажи интересного актива.

Председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов уже говорил в интервью "НГ", что "дробление продаваемых государством активов, как правило, приводит к тому, что стоимость акции в каждом следующем пакете будет снижаться при прочих равных условиях. Это тот редкий случай, когда продажа оптом - дороже, чем в розницу. Сегодня государство, образно говоря, хочет продать один ботинок, в то время как покупателя интересует полноценная пара". Но, может быть, государство собирается оставить себе четверть акций "Росгосстраха"? Более выгодна определенность - либо государство контролирует и соответственно несет всю полноту ответственности за предприятие, либо это делает частный бизнес", - считает Зубов. К тому же согласно Концепции развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением правительства в сентябре прошлого года, исключается государственное участие в капиталах страховщиков. Так что продать государству придется все акции. Но - по частям, с убытками.

Нефть - стержень нашего бюджета - скорее всего будет терять в цене. Кроме того, в следующем году планируется снижение налоговой нагрузки на экономику, вследствие чего, по прогнозам Минфина России, для исполнения федерального бюджета 2004 года потребуется прибегнуть к заимствованию средств из финансового резерва. "В этой связи становится совершенно понятно, что государству выгоднее реализовывать принадлежащее ему имущество сегодня по максимально высокой цене и наполнять финансовый резерв, чем в будущем - в случае необходимости оперативного покрытия дефицита бюджета - продавать это имущество в пожарном порядке по более низкой цене", - уверен председатель думского комитета.

Быть государству в страховом деле, и тем более в одной из крупнейших страховых компаний - "Росгосстрахе" - нет абсолютно никаких оснований, - считает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. В сложившихся условиях в ныне действующей практике, которую я бы назвал извращенной системой продаж, с точки зрения наполнения бюджета было бы выгоднее продать весь пакет, находящийся ныне в госсобственности, то есть 51% акций, - говорит Плескачевский. Если бы у нас качественно велась предпродажная подготовка, в цивилизованных рамках "розница" могла бы быть для государства выгоднее. Но сейчас, к сожалению, такой системы нет.

Предстоящий в июне аукцион скорее всего превратится в пустую формальность, где "для приличия" помимо "Тройки-Диалога" возможно примут участие пара компаний, которые сойдут с дистанции сразу же после первого удара молотка ведущим аукциона. А очередной пакет акций практически по номинальной цене достанется тем, кому его как раз и не хватало.

"Тройка-Диалог" приобрела свой пакет в 2001 году в три этапа - долями в 9%, 39% и 1%. Начальная цена 39% акций была назначена в 33 миллиона долларов. Победитель предложил всего лишь чуть больше 10 тысяч долларов "сверху". Остальные участники торгов - ИК "Проспект" и компания "Дилинг Мастер" - не сумели "наскрести" 10 тысяч долларов, чтобы перебить ставку "Тройки-Диалога". Еще "интереснее" оказался аукцион по продаже 1% акций "Росгосстраха". За этот остаток компания предложила на 333 рубля больше его стартовой стоимости. Видимо, и на этот раз будет так же.

Наше государство довольно часто проводит приватизацию на условиях, выгодных отнюдь не для него, а для тех или иных компаний. Это можно объяснить только мощным лоббистским ресурсом, иными словами, враг государства и есть само государство в лице чиновников принимающих откровенно невыгодные для этого государства условия.

Может быть, хотя бы сейчас в ситуации с "Росгосстрахом" удастся положить конец этой порочной практике и остановить бросовую распродажу государственных активов?

Из досье "НГ"

История приватизации "Росгосстраха"

Разгорающийся вокруг намеченного на 18 июня аукциона по продаже 26% акций "Росгосстраха" скандал - не первый в истории приватизации компании. В начале 1997 года Государственная Дума своим постановлением # 1102-П ГД поручила Счетной палате провести экспертизу плана приватизации ОАО "Росгосстрах" и оценить активы компании. Как сообщает газета "Экономика и жизнь", по данным Счетной палаты, в 1995 году, нарушив Гражданский кодекс РФ и действующее законодательство о приватизации, правление ОАО "Росгосстрах" во главе с Владиславом Резником приняло решение о реорганизации государственных страховых фирм в дочерние акционерные общества и закреплении 100% акций в собственности материнской компании.

Это привело к тому, что к головной компании перешли, например, права на получение дивидендов по акциям дочерних компаний, в результате чего федеральному бюджету в 1997-1998 годах был нанесен ущерб в размере 55,4 млн. рублей. "Операция" с приватизацией дочерних структур была проведена, когда главой компании был Владислав Резник. Госкомимущество пренебрегло интересами государства.

Команде приватизаторов удивительным образом помогли нарушения, допущенные еще при регистрации ОАО "Росгосстрах". Некоторые положения устава не соответствовали действующему законодательству. Например, принятие основных решений по финансово-хозяйственной деятельности Госкомимущество, полагаясь на устав, возложило на исполнительный орган - правление компании.

Таким образом, к 1996 году сложилась ситуация, крайне благоприятная для проведения бесконтрольной приватизации крупнейшей в России страховой системы. Из-за перерегистрации государственных страховых фирм в дочерние общества можно было за смешные деньги купить только головную компанию, владелец которой получил бы полный контроль над всей системой "Росгосстраха".

В ноябре 1996 года Госкомимущество утвердило план приватизации "Росгосстраха". Та же самая "Экономика и жизнь" утверждает, что в соответствии с ним 30% акций переходило под контроль специально созданного "РГС-Траста", а проще говоря, правления общества во главе с Владиславом Резником. После вмешательства Счетной палаты, которая направила в ГКИ итоги своей первой поверки, план приватизации в июне 1997 года со скандалом был отменен, а Владислав Резник был вынужден покинуть свой пост. Сегодня Резник, занимая пост зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам, остается одним из активнейших закулисных игроков страхового рынка - широкую известность получили его действия по лоббированию интересов иностранных страховщиков на российском рынке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3181
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3551
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2593
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4577

Другие новости