Вчера произошел очередной скачок курса доллара на валютном рынке - уже традиционно в сторону понижения. В начале утренних торгов американская валюта стоила на 13 копеек меньше, чем в предыдущий день. Лишь за последних три дня курс национальной валюты вырос на 21 коп. Таких темпов укрепления рубля страна не видела уже восемь лет.
Руководство Центрального банка, похоже, не знает, что делать с валютным рынком. Конечно, скорее всего некая стратегическая задача - плавное укрепление рубля - определена, однако с тактикой, как показывает анализ ежедневных торгов на бирже, есть серьезные проблемы. По оценке участников рынка, действия Центробанка выглядят недостаточно последовательными. Скажем, 26 и 27 мая ЦБ решительно препятствовал укреплению рубля в условиях очень большого объема торгов по доллару, однако вчера, когда предложение долларов значительно сократилось, он вдруг устранился и допустил новое снижение курса. То есть рынок не понимает чего ждать от ЦБ завтра - то ли он будет поддерживать валюту, то ли вдруг снизит уровень ее поддержки.
Более того, Центробанк уже не впервые попросту дезориентирует рынки. Как рассказал корреспонденту "НГ" экономист ИК "Тройка-Диалог" Антон Струченевский, "ЦБ можно критиковать... за некоторые неверные сигналы, которые он дает рынку. Так, в феврале Игнатьев заявил, что главной целью ЦБ является сдерживание инфляции, пусть даже за счет укрепления рубля. Рынок воспринял это так, что ЦБ перестает скупать валюту и наращивать резервы. Возник излишний ажиотаж".
Антон Струченевский также отмечает, что Закон "О Центральном банке" прямо обязывает ЦБ обеспечивать стабильность национальной валюты. Однако, судя по всему, у Сергея Игнатьева достаточно необычное представление о стабильности рубля. Ведь вряд ли можно назвать стабильным его непредсказуемое поведение - когда неизвестно, что произойдет с рублем на следующий день.
Да и в конце концов простое накопление валютных резервов мало что дает стране в целом. На днях советник президента Андрей Илларионов раскритиковал Сергея Игнатьева, заявив, что если бы Россия воспользовалась "этой исключительно благоприятной конъюнктурой для погашения внешнего долга, то сегодня внешний долг был бы не порядка 120 млрд. долл., а составлял бы, может быть, 90 млрд. долл.". И подобная негибкость ЦБ, по оценке президентского советника, привела к тому, что, "по сути, Россия потеряла сумму, эквивалентную 15-17 млрд. долл., на изменении курса".
То есть воспользоваться конъюнктурой для погашения внешнего долга или, напротив, принять меры по поддержке американской валюты ЦБ не готов. Олег Вьюгин в интервью, данном в феврале, говорил, что Центральный банк не должен держаться за курс доллара, "который может так тряхануть, что мало не покажется". Однако с американской валютой ситуация особая. Как бы к этому ни относились другие государства, доллар пока выполняет роль мировой резервной валюты. И его обесценение затрагивает Россию, может быть, в большей степени, поскольку наш основной экспортный товар - нефть - пока торгуется за доллары.
А, между тем, падением доллара обеспокоены все в мире. Глава МВФ Хорст Келер отметил в интервью газете Handelsblatt: "стремительное обесценение доллара требует совместных действий правительств и центральных банков". В первую очередь, это касается России.