Михаил Ходорковский закрепил нефтью российско-китайскую дружбу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера ЮКОС и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) подписали генеральное соглашение об основных принципах и договоренностях в отношении долгосрочного контракта на поставку нефти (700 млн. тонн в течение 25 лет) по трубопроводу Россия-Китай. Таким образом, ЮКОС не стал дожидаться решения правительства, которое до сих пор не смогло определиться с направлением ветки Ангарск-Дацин (Китай) или Ангарск-Находка. Подписав соглашение, ЮКОС фактически дает кабинету министров гарантию того, что проблем со сбытом черного золота в ближайшие годы не будет. И реальной альтернативы трубе в Китай попросту нет. Выступивший на церемонии подписания председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский подчеркнул, что эффект от реализации проекта может составить 150 млрд. долл. в течение 25 лет.
В правительстве должны осознавать значимость подписанного соглашения. Как заявил присутствовавший на подписании соглашения замминистра энергетики Петр Нидзельский, кабинет министров приветствует соглашение между ЮКОСом и КННК и рассчитывает, что оно станет хорошим фундаментом для осуществления энергетической стратегии. А в КНР, по словам президента китайской корпорации Ма Фуцая, вообще считают проект нефтепровода до Дацина решенным делом: ТЭО на него было утверждено китайским правительством еще в декабре 2002 года. Глава КННК также отметил, что данный проект в позитивном ключе обсуждался на встрече председателя КНР Ху Цзиньтао и президента Владимира Путина.
Иными словами, подписанное соглашение ЮКОСа и китайской компании, по существу, оказывается в русле стратегического партнерства России и Китая, скрепляя собой политические декларации реальными экономическими делами. Наконец, трубопровод Ангарск-Дацин мог бы стать своеобразной компенсацией китайской стороне, в конце прошлого года буквально вытолкнутой с аукциона по "Славнефти".
Впрочем, эффект мог бы быть и большим, если бы удалось реализовать первоначальную идею - совместить нефтяные проекты с газовыми, чтобы сэкономить на затратах. Однако нефтяники не стали дожидаться слишком медлительных газовиков, которые пока не приняли никаких решений. Во вторник глава "Газпрома" Алексей Миллер встречался с главой CNPC, но разговаривал с ним, судя по официальным сообщениям, несколько о другом. Речь шла о сотрудничестве вообще: о разработке месторождений Таримского бассейна в КНР, строительстве и эксплуатации газопровода протяженностью около 4 тыс. км, а также реализации газа в восточных районах Китая. В рамках проекта на первом этапе предполагается добыча и транспортировка 12 млрд. куб. м газа в год. Однако, судя по всему, никаких конкретных договоренностей достичь не удалось.
"Непонятно, почему договоры по нефти и по газу подписываются отдельно", - считает ведущий специалист Института финансовых исследований Григорий Выгон. Хотя, по его мнению, это объяснимо. "Правительство никак не может сформулировать политику в отношении месторождений Сибири и Дальнего Востока и вообще в отношении природных ресурсов. А поскольку кабинет ничего вразумительного сказать не может, компании действуют самостоятельно. Они оказались более мобильными, более активными".
Активными российские компании быть попросту вынуждены. Присутствовавший на подписании соглашения президент ТНК Семен Кукес сказал, что, по прогнозам, к 2009 году объем добычи нефти в РФ достигнет 10 млн. баррелей в день. И остановить этот процесс может только нехватка трубопроводов. Поэтому, по его словам, нефтепровод Ангарск-Дацин должен быть запущен уже к 2005 году.