Окончательное решение о выборе маршрута нефтепровода на восток пока не принято, сообщил вчера на Втором международном трубопроводном форуме президент АК "Транснефть" Семен Вайншток. Похоже, нефтяники рано расслабились. На минувшей неделе они расценили обсуждавшуюся правительством энергетическую стратегию, в которой отдельной строкой вписаны направления Западная Сибирь-Мурманск и Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин, как свою победу. Однако глава "Транснефти" дал понять, что спор еще не окончен.
Во-первых, стратегию кабинет пока не утвердил, она еще целый месяц будет дорабатываться, а значит, в окончательном варианте можно каких-то строк и не досчитаться. Во-вторых, куда тянуть первую очередь дальневосточной трубы - на Находку или на Дацин, должны решить в течение двух недель. Сейчас существует три варианта: Ангарск-Находка, Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин. И какой из них в результате примут, сегодня не ясно никому. Сейчас Путин общается с китайским лидером и, по словам г-на Вайнштока, вполне может обсуждать этот вопрос. Но в конце недели в Петербурге ему предстоит встреча с японским премьером, который, вполне вероятно, также затронет эту тему. Чьи аргументы окажутся в глазах президента весомее, неизвестно. Руководство "Транснефти" между тем сегодня встречается с председателем китайского Госплана и главой Китайской нефтяной компании. Причем позицию свою "Транснефть" не изменила. По словам ее президента, компания, выполняя поручение правительства, готовила техническое обоснование всех имеющихся вариантов. И, по ее мнению, трубопровод на Находку практически неокупаем, его могут оправдать только некие высшие геополитические интересы. Зато направление на Дацин, утверждает глава компании, экономически оправданно.
Что касается нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск, то разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) по проекту будет также поручена "Транснефти". Дальнейший ход событий Семен Вайншток определил так: "Если в ходе разработки ТЭО будет доказана экономическая целесообразность данного проекта, то его реализация начнется в ближайшее время". И в любом случае "Транснефть" без работы не останется. У нее намечается новое генеральное направление: Омск-Чарджоу-Иран. Для подготовки этого трубопроводного проекта начальной мощностью 5 млн. тонн уже создана международная рабочая группа. Кроме того, на этот год запланирован ввод второй очереди Балтийской трубопроводной системы.
Точку в споре о том, куда тянуть трубу, поставит Программа первоочередных мер по реализации энергетической стратегии, которую правительство, по словам первого вице-президента "Стройтрансгаза" Евгения Лаврентьева, еще даже не обсуждало, и, когда этот документ будет принят, непонятно. Между тем, по словам участников форума, будущее нефтегазовой отрасли упирается именно в трубу. И одна из основных проблем - изношенность инфраструктуры, поскольку 39% российских трубопроводов эксплуатируется уже больше 30 лет. Хватает головной боли и со строительством новых трубопроводов. Как отметил первый вице-президент "Роснефтегаза" Сергей Ансов, "из наших строителей всего 3-4 организации могут выполнять генподрядные функции в соответствии с международными требованиями и обладают соответствующими экономическими возможностями". В 90-е годы, бросившись в рынок, они растеряли производственные базы и теперь, когда иностранные инвесторы требуют соблюдения международных требований, оказывается, что нужно ввозить оборудование и технологии из-за рубежа. По словам Ансова, существует и проблема авансовых банковских гарантий, предоставляемых строителями при получении контракта по крупным проектам. Российские банки предлагают процедуру, аналогичную той, которая существует при получении кредита. "А на Западе любая серьезная компания без труда может получить под контракт гарантию первоклассного банка, - полагает первый вице-президент "Роснефтегаза". Поэтому наши строители вынуждены брать западного партнера, чтобы получить такую гарантию. В результате работают наши, а прибыль забирают себе иностранцы".