Михаил Касьянов подтвердил накануне майских каникул решимость правительства построить экспортный нефтепровод из Восточной Сибири на Дальний Восток в соответствии с озвученной ранее формулой: "Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин". Но при этом он подчеркнул, что ресурсов нефти в ближайшей перспективе может хватить только для китайского направления. Поэтому строительство ветки нефтепровода в Находку будет зависеть от решения вопроса о необходимых для его рентабельного функционирования 50 млн. тонн нефти в год. Формула фактически приобрела теперь такой вид: "Ангарск-Дацин-ответвление в Находку".
Прошло ровно три месяца после того, как в спорах вокруг возможных маршрутов экспортного нефтепровода из Ангарска - в Китай либо к российскому Тихоокеанскому побережью - правительством был впервые предложен компромиссный план. Единая вначале трасса в определенном пункте должна разделиться на две ветки: одна на китайский город Дацин, другая в район российского города-порта Находка. Для реализации компромиссного варианта надо иметь в совокупности 80 млн. тонн нефти в год, и потому все здесь зависит от возможностей и темпов мобилизации нефтяных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Можно будет в течение 3-4 лет обеспечить 50 млн. тонн нефти в год - на первое место выйдет маршрут в Находку, только 30 млн. тонн - на Дацин.
Заявление премьера сразу же заставляет вспомнить объявленное недавно начало поглощения компании "Сибнефть" компанией ЮКОС, инициатором и главным лоббистом китайского варианта нефтепровода. Очевиден рост не только экономической мощи нового образования, но и политического веса и амбиций президента НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Ясно, что известие о появлении нового, более сильного, чем кто-либо еще в нашей стране, игрока на "нефтяном поле" сыграло свою роль в решении правительства в пользу Мурманской экспортной нефтепроводной системы. Тем более что оттесненная на второе место по экономическим показателям, но продолжающая претендовать на первенство в России НК "ЛУКОЙЛ" также является потенциальным участником обоих проектов: и Ангарск-Дацин, и Западная Сибирь-Мурманск.
Михаил Ходорковский с самого начала подчеркивал, что возможности российского экспорта в восточном направлении пока ограничены 30 млн. тонн в год, которых достаточно для системы Ангарск-Дацин. По его мнению, доразведка и освоение нефтяных ресурсов восточных регионов страны должны занять не менее 25 лет. В то же время 50 млн. тонн нефти в год надо иметь уже к 2008 г., на который по проекту намечен ввод в строй нефтепровода Ангарск-Находка. Поэтому начинать строительство ветки к Тихоокеанскому побережью надо позже, так как масштабная разработка нефтяных запасов Восточной Сибири вряд ли начнется раньше 2015-2020 гг. И если китайский вариант не реализуется, нефть ЮКОСа из Юрубчено-Тахомской зоны Восточной Сибири будет направляться на Ачинский и Ангарский НПЗ компании вместо нефти с месторождений в Западной Сибири. А та, в свою очередь, пойдет на экспорт в западном направлении.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев называет последнее решение правительства "взвешенным" и "экономически оправданным". Тем не менее проблемы остаются. Компромиссный вариант с самого начала не давал ответа на вопросы, без ясности по которым трудно начинать реализацию проекта. Какому направлению все же отдается реальный приоритет: варианту Ангарск-Дацин-Находка либо Ангарск-Находка-Дацин? В каком пункте должны разойтись ветки нефтепровода? В варианте с приоритетом Находки, по мнению руководства компании "Транснефть", это должно быть Сковородино в Амурской области, в варианте с приоритетом Дацина, по мнению руководства компании ЮКОС, - Чита. Разница между этими двумя вариантами по протяженности трубопровода, стоимости проекта, по характеру влияния на перспективы развития экономики различных территорий российской Восточной Сибири и Дальнего Востока немалая.
Если приоритет заранее отдается ветке Ангарск-Дацин, ЮКОС и другие компании - сторонники этого варианта могут частично обеспечить требуемые 30 млн. тонн нефти в год со своих месторождений в Западной Сибири, и, значит, можно не очень спешить с освоением нефтяных запасов российских восточных регионов. Если же с самого начала акцентируется приоритетность ветки к Тихоокеанскому побережью, программа освоения топливно-энергетических ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока приобретает значительно большую актуальность.
Ясность в этом вопросе тем более важна, что речь идет о чрезвычайно масштабной задаче. При выраженном стремлении к превращению Восточного региона страны в энергоизбыточный можно говорить о трех альтернативных сценариях. В одном из них делается упор на освоение углеводородных месторождений Восточной Сибири и Сахалина. Второй вариант предусматривает приоритет освоения крупных запасов угля Восточной Сибири, что, помимо прочего, позволит ориентировать разработку нефти и газа на экспорт. Третий вариант придает важное значение ускоренному развитию атомной и гидроэнергетики, также с высвобождением нефти и газа для экспорта.
Не растерял всех своих сторонников и проект Ангарск-Находка. За него продолжает активно выступать НК "Роснефть", считая, что он в наибольшей степени отвечает государственным интересам России. Другим весьма заинтересованным и энергичным лоббистом проекта нефтепровода к Тихому океану остается Япония, пытающаяся наверстать упущенное за долгие десятилетия своего безразличия к энергетическим ресурсам Востока России. Еще в конце апреля министр экономики, торговли и промышленности Японии Такео Хиранума обсуждал этот вопрос в Париже на конференции Международного энергетического агентства с российским министром энергетики Игорем Юсуфовым.
То, что в схеме развития экспорта российской нефти на восток приоритет сегодня формально отдан китайскому направлению, вряд ли может оказаться непреодолимым препятствием для сотрудничества с Японией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона в освоении нефтяных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока. Японские компании и сейчас уже участвуют в сахалинских проектах. Приход же крупных японских капиталовложений и в другие регионы восточной части страны сможет изменить если не установленную сейчас очередность строительства ветвей нефтепровода из Восточной Сибири, то сроки реализации проекта трубы к Тихому океану.