- Почему проблема выкупа земли под промышленными предприятиями встала так остро именно сейчас?
- Необходимость выкупа или взятия в аренду земель до 1 января 2004 года диктуется законом. Мы же предлагаем правительству заменить процедуру выкупа процедурой дооформления права на собственность и юридических, и физических лиц. С соответствующей платой за это. Речь идет о расширительном понимании самой сути недвижимости. Если наше предложение будет принято, это если не революционизирует, то по крайней мере существенно улучшит ситуацию с защитой прав собственности в стране.
- Какова денежная цена вопроса?
- Если выкуп земли будет осуществлен единоразово, чего требует закон, то на это потребуется сумма, близкая к 100 миллиардам долларов. Это примерно 25% ВВП, или около 120% от всего валового продукта промышленности, или двухгодичная заработная плата всех занятых в российской экономике людей. Единовременно изыскать такие средства немыслимо, поэтому даже если мы пойдем по этому пути, нужно сначала определиться со стоимостью выкупаемой земли и с порядком выкупа. Во всяком случае, я считаю, что государство и мы, как партнеры, должны рассмотреть возможность, например, выкупа по частям или в рассрочку. И, конечно же, надо пересматривать стоимость.
- Но ведь по закону землю под предприятиями не обязательно выкупать.
- Да, можно взять ее в аренду. Но пока у нас нет типового арендного договора. В результате сроки аренды крайне малы, а договоры - абсолютно кабальные. Понятно почему. Если вы берете в аренду, например, автомобиль, то всегда можете от этой аренды отказаться. Но если у вас на этой земле стоит предприятие, отказаться вы не можете. И тот, кто вам эту землю сдает, прекрасно об этом знает. Мы хотели бы, чтобы сроки аренды были не менее 25 лет, чтобы они были привязаны к сроку амортизации оборудования. Кроме того, нас не устраивают некоторые дополнительные условия, которые нам диктуют. Когда вы имеете кабальную форму договора, там можно написать все, что угодно: от отчислений в социальную сферу до такого нонсенса, как покраска здания местной администрации. И, наконец, мы хотели бы, чтобы в случае смены собственника предприятия арендные договоры не пересматривались, что сегодня происходит сплошь и рядом. Сейчас при продаже промышленного объекта у будущего собственника могут потребовать пересмотра договора. Вот почему федеральная власть должна указать типовые параметры арендных договоров.
- А можно ли в принципе выполнить все положения законодательства?
- Конечно, нет. Смотрите, что получается, - государство говорит: или выкупите землю под предприятиями, или возьмите ее в аренду, но при этом оценку стоимости, ее кадастровое описание вы должны сделать сами. У нас по Конституции это является обязанностью собственника. Следовательно, априори государство признает нас собственниками. Хорошо, мы готовы провести эту работу за свои деньги и своими силами, но раз мы уже и так собственники, давайте мы просто дооформим нашу собственность и заплатим вам за это дооформление. А если вы нас собственниками не считаете, тогда проведите оценку сами. Ведь, продавая какой-то товар, вы не просите покупателя самостоятельно назвать цену.
- То есть когда говорят, что ориентировочная кадастровая стоимость земли под Уралмашем 350 миллионов долларов, это оценка Уралмаша?
- Да, это оценка Уралмаша по методологии, предложенной сегодня федеральными и региональными властями. Если же сравнить эти оценки с официально опубликованными оценками земельных участков в западноевропейских странах, получается, что кусок земли в Свердловской области дороже поместья в Нормандии, а участок под какой-нибудь фабрикой в Подольске дороже виллы с пляжем на Лазурном Берегу. С той только разницей, что виллу вы можете и не покупать.
- Есть ли у вас единомышленники в депутатском корпусе?
- Как ни странно, единомышленники у нас есть и в исполнительной власти. Целые министерства и ведомства поддерживают нашу идею. Несуразности законодательства видят и многие депутаты и готовы, как мне кажется, к конструктивному диалогу. По крайней мере наиболее экономически зрелые из них. Те, кто понимает, что надо стимулировать бизнес к росту инвестиций, а не пытаться от коровы, которая дает молоко, отрезать еще и мяса на бифштекс. Тем более что зачастую это кончается вообще забоем коровы.
- Как вы оцениваете перспективы прохождения предлагаемых РСПП поправок в Думе?
- Они будут проходить очень тяжело. Я думаю, если мы добьемся хотя бы переноса сроков исполнения этого закона с тем, чтобы можно было во всем спокойно разобраться в период не столь политизированный, как конец этого года, то это уже будет достаточно серьезная победа.
- Каковы будут последствия в случае, если вам это не удастся?
- Привычные для Российской Федерации. Закон не будет выполняться. Это не значит, что мы будем его саботировать. Мы просто не в состоянии будем его выполнить. Вот и все. И это неприятно, потому что хочется быть законопослушными. Если же закон будет изменен в нормальную сторону, то и бюджет не прогадает. Кроме того, это будет способствовать спокойствию и процветанию предприятий.