Российская банковская система в достаточной степени "стрессоустойчива". К такому выводу пришли специалисты Международного валютного фонда и Всемирного банка после исследования состояния финансового сектора экономики нашей страны. По словам главы постоянного представительства МВФ в РФ Пола М.Томсена, в ходе прошедшей некоторое время назад совместной миссии МВФ и ВБ был проведен специальный компьютерный "стресс-тест", который заключался в симуляции кризисных условий 98-го года для отечественной банковской системы с учетом ее нынешнего состояния.
Однако, по мнению господина Томсена, "не стоит воспринимать этот отчет как повод для благодушия". Глава постпредства МВФ в России считает, что ускоренное развитие банковского кредитования, быстрое увеличение объемов выданных кредитов несут в себе серьезную потенциальную угрозу не только для финансового сектора, но и для всей экономики страны. Проблема в том, что банковский надзор и качество проверок платежеспособности заемщиков находятся на недостаточном уровне.
В российском правительстве, напротив, считают, что отечественные заемщики недостаточно активны на внутреннем рынке кредитных ресурсов. Например, заместитель министра финансов Сергей Колотухин заявил недавно, что "есть признаки того, что компании занимают слишком активно (на внешнем рынке. - Прим. ред.), не используя в то же время возможности внутреннего рынка. Мы должны тем или иным способом повернуть их лицом к внутреннему рынку". Примерно в том же духе высказалась и другой заместитель Кудрина Белла Златкис: "Деньги внутри страны уже достаточно дешевые и длинные, поэтому заемные ресурсы нужно привлекать прежде всего с внутреннего рынка". С мнением правительства согласны и предприниматели, особенно мелкие и средние, которые уверены, что отечественным банкам необходимо увеличивать объемы кредитных ресурсов, тем более что пространства для роста еще очень много, что подтверждают данные Центрального банка России.
По словам заместителя председателя ЦБ Георгия Лунтовского, по состоянию на 1 января 2003 года в России соотношение активов банковского сектора с валовым внутренним продуктом составило 38,2% (4135 млрд. руб.), соотношение кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям с ВВП - 14,6% (1654 млрд. руб.). При этом более 70% всех активов и свыше 80% выданных кредитов приходятся всего на 30 крупнейших банков страны.
Между тем в европейских странах банковские активы по отношению к ВВП находятся на уровне не менее 100%, то есть выше российского более чем в два раза. Аналогичная ситуация и с кредитным показателем, который в Европе также в несколько раз выше. В ЦБ надеются, что в этом году активы вырастут до 40, а кредиты до 16% ВВП. При этом, как отмечают в Центральном банке, "несмотря на достигнутый за последние годы прогресс, потребности экономики в банковских услугах пока удовлетворяются не в полной мере".
Расхождение во взглядах на рост объемов кредитов - это, пожалуй, одно из немногих серьезных различий между рекомендациями МВФ и политикой российского правительства. В остальном же непонятно, кто у кого списывает. Например, одна из основных идей, изложенных в последнем докладе российского постпредства МВФ, - это необходимость накапливать в бюджете дополнительные доходы от экспорта нефти и газа. "Международный валютный фонд приветствует создание стабилизационного фонда", - заявил, в частности, Пол Томсен.
Вообще, как рассказал журналистам господин Томсен, совет директоров Фонда очень позитивно оценивает экономические успехи России, хотя и признает, что они во многом обусловлены высокими ценами на сырье. Главная рекомендация МВФ для обеспечения устойчивого экономического роста - это увеличение объема инвестиций в реальный сектор. Но это входит в противоречие с тезисом об опасности развития банковского кредитования, ведь непонятно, как можно наращивать инвестиции без увеличения объема выданных кредитов. Если сидеть и ждать, пока в финансовом секторе наладятся должный контроль и надзор западного образца, экономика может остаться совсем без кредитов.