Сергей Иванов вживается в роль специалиста по военно-техническому бартеру.
Фото Reuters
Вчера в столице Малайзии Куала-Лумпур министр обороны России Сергей Иванов парафировал контракт о поставке российских истребителей Су-30МКМ на сумму около 900 млн. долл. Окончательное оформление соглашения на поставку военных самолетов произойдет в ближайшие месяцы.
Подробности этой сделки до самого последнего момента составляли большой секрет - российских торговцев оружием постоянно изводили напоминаниями о недопустимости малейших утечек в СМИ. Однако, по оценкам информированных источников, все рассекретил сам министр обороны Сергей Иванов, только ступив с борта самолета на малайзийскую землю и сделав первые заявления. Но главное в другом - непонятно, почему у истоков коммерческой сделки находится глава российского военного ведомства.
Торговля оружием, по сути, ничем не отличается от любого вида внешнеэкономической деятельности государства, и в лоббировании сделок, как правило, принимают участие министр экономики (торговли) и в случае особо важных контрактов - глава государства. На этом фоне деятельность главы российского военного ведомства идет вразрез с общемировыми канонами - никто из министров обороны цивилизованных стран впрямую не занимается торговлей оружием. Трудно представить себе ситуацию, при которой, скажем, министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфелд занимался бы продажей танков М1 "Абрамс".
В подобной обстановке вполне возможен серьезнейший конфликт интересов, ибо коммерческая сторона дела требует увеличить объем продаж, а интересы национальной безопасности, которым должна быть подчинена деятельность министра обороны, - диаметрально противоположного. Исходя из этого гипотетически можно представить себе ситуацию, при которой продажа вооружения режиму Саддама Хусейна была бы выгодна военному ведомству США, поскольку главная задача при таком подходе - извлечение прибыли.
Россия, как известно, претендует на передовые позиции в борьбе с мировым терроризмом. В этой связи уместно напомнить периодические стенания российских политиков о регулярном поступлении к чеченским боевикам современного вооружения и боевой техники. Есть смысл в этой связи освежить в памяти, что в Куала-Лумпуре сегодня нашли пристанище жена лидера чеченских экстремистов Аслана Масхадова Кусама, их дочь, сын и внуки. В частности, сын Масхадова имеет в столице Малайзии бизнес немалого размаха, доходы от которого, по данным российских спецслужб, идут на финансирование террористической деятельности. Поэтому полностью исключать ситуацию попадания российского вооружения, поступившего в Куала-Лумпур, в руки чеченских боевиков, видимо, не стоит.
Боевые машины Су-30МКМ в Малайзию пойдут по цене около 50 млн. долл. за штуку. В эту цифру входит не только стоимость самой боевой машины, но также вооружения, части наземного оборудования, инструментов и принадлежностей. Отметим, в целом цена истребителя Су-30МКМ находится на уровне мировой. И это факт отрадный, что наконец-то научились продавать свое оружие по достойным ценам. Однако почти половина стоимости боевых машин (около 40%) будет в очередной раз оплачена не звонкой валютой, а по бартеру, то есть поставками малайзийских товаров.
В этой связи всплывают особенности поставки в Куала-Лумпур истребителей МиГ-29 в 1994 году, когда Россия под эгидой тогдашнего вице-премьера Олега Сосковца фактически обменяла 18 самолетов на малайзийское пальмовое масло. Напомним, сумма контракта тогда составляла 800 млн. долл., однако половина была оплачена поставками масла в размере 1 млн. тонн. Многие подробности этой сделки и поныне за семью печатями, однако совершенно ясно, что подобный подход не обогатил ни российский бюджет, ни отечественный оборонно-промышленный комплекс.
Словом, бартерная схема таит в себе немало изъянов. В частности, в ходе продажи в Китай продукции военного назначения Счетной палатой России выявлена неэффективная организация товарных поставок. Контроль за почти миллиардным долларовым оборотом в ходе этих расчетов фактически не осуществлялся, так как товары не завозились в Россию, а перепродавались в третьи страны. При этом издержки и потери российских предприятий - изготовителей военной продукции составляли от 10 до 50% стоимости контрактов.
Фактически по этому накатанному пути в Малайзии пошли вновь, и вновь речь идет о пальмовом масле. Времена подобного бартера, утверждают специалисты, давно прошли, да и острой потребности России в этом экзотическом продукте нет. Нет нужды доказывать, что подобные сделки создают почву для разного рода махинаций российских чиновников и государственные средства могут бурным потоком двинуться мимо казны. Складывается впечатление, что за 10 лет со дня заключения первого малайзийского контракта не изменилось ничего.
Поставки СУ-30МКМ Малайзии представляют интерес с учетом того, что Куала-Лумпур в целом недоволен итогами эксплуатации ранее проданных российских истребителей МиГ-29. Сравнительно низкие тактико-технические характеристики самолетов, небольшой ресурс двигателя и планера не совсем удовлетворяли малайзийские ВВС. Самое главное - тактический радиус действия боевой машины оказался гораздо ниже того, который требовался для обеспечения защиты интересов Куала-Лумпура. В первую очередь речь идет о проливных зонах, небольших островах и газонефтеносном шельфе, в районах которых у Малайзии возможны столкновения с гипотетическими противниками.
Борьба за продажу Малайзии российских истребителей шла уже давно и ознаменовалась ожесточенными схватками между акулами российского оборонно-промышленного комплекса. На первых порах Куала-Лумпуру хотели предложить истребитель Су-35, однако малайзийская сторона пожелала иметь модификацию российской боевой машины, которую уже приобрела Индия, - Су-30МКИ. Куала-Лумпуру будет поставляться несколько отличающийся от индийского вариант - Су-30МКМ, который оснащен французской авионикой, разработанной фирмой "Талес". На сегодня Су-30МКМ - самый "продвинутый" отечественный истребитель.
Хотя тендер в Малайзии формально и не объявлялся, тем не менее можно говорить о первой в истории победе отечественного истребителя над американской боевой машиной F/A-18 "Супер Хорнет". Однако праздник на улице российского ОПК безнадежно портят потери федерального бюджета, который по-прежнему нуждается в деньгах, а не в восточной экзотике.