-Сергей Александрович, внимание общественности в настоящее время приковано к проекту закона о валютном регулировании. Закон предоставляет Центробанку право принимать ограничительные меры в чрезвычайных условиях, но оппоненты относятся к закону так, как будто эти меры будут приняты в любом случае...
- Центробанк не особенно и скрывает, что он введет эти меры сразу, как только будет принят закон. Не должно быть произвола, и если эти меры необходимы - то их необходимо предусмотреть прямо в тексте закона. Но закон написан так, чтобы было как можно больше разных инструкций, хотя речь идет только о двух механизмах - о резервировании на год 20 процентов средств при их ввозе в страну, или на 2 месяца - 100 процентов средств при их вывозе. Фактически беспроцентное резервирование представляет собой налог на финансовые трансакции. В этом ничего страшного нет, но проблема в том, что этот налог собирается в пользу Центрального банка и вводится инструкцией Центрального банка. Если уж мы считаем необходимым такой налог - то он должен быть явным. Вместо того чтобы депонировать средства на год в банке, мы можем просто заплатить 2% от суммы трансакции. Эффект экономический такой же, но все это гораздо удобнее, не требует отвлечения огромных средств. И еще очень важно, что все деньги пойдут в бюджет.
- Вы говорите, "если ограничительные меры нужны". А как, по вашему мнению, их нужно вводить?
- Да, такие меры могут быть нужны. Проблема - в размерах нашей финансовой системы. У нас она просто маленькая, меньше, чем у любой среднеразвитой европейской страны, не говоря уже об Англии или США. Кроме того, мы очень зависим от цен на энергоресурсы. Переток капитала туда и обратно может быть для нас очень болезненным. К тому же сейчас наблюдается крайне опасная тенденция в долговой сфере. Государственный внешний долг уменьшается, но зато растет совокупный внешний долг страны, компании занимают средства в валюте. Это очень опасно. В сфере бюджета власть может регулировать величину внешнего долга, а долг частных компаний может расти совершенно неограниченно.
- Другой важный законопроект, которому сейчас предстоит первое чтение в Думе, - о страховании банковских вкладов. Каково ваше мнение о нем?
- Для меня главная проблема в нем - субъективные критерии отбора банков. Получается двойное лицензирование. Сначала банк должен получить обычную банковскую лицензию, а потом еще добиться допуска к системе страхования.
- Получается, что два главных финансовых закона, которые сейчас находятся в Думе, предоставляют Центробанку возможности для произвола.
- Абсолютно верно. Там всюду торчат уши бюрократии Центрального банка.
- Недавно очень острые дискуссии развернулись вокруг концепции перехода на международные стандарты бухучета. Представители Минфина утверждали, что отказ от национальных стандартов станет подрывом суверенитета России.
- Это чистое недоразумение. Министерство финансов уже не первый раз демонстрирует свой консерватизм. Проблема бухгалтерского стандарта не имеет никакого отношения к суверенитету. Наша нормативная база должна больше соответствовать международным правилам. Стандарты налогового учета нужны для налоговой инспекции. Какая функция остается у бухучета? Общение с внешним миром, с инвесторами. Поэтому финансовая отчетность должна быть полностью ориентирована на международные нормы.
- Но разве не надо ставить вопрос об отмене налогового учета, чтобы предприятия не составляли отчетность по двум разным системам?
- Я бы ставил этот вопрос только в контексте поэтапного совершенствования Налогового кодекса. В любом случае предприниматели уже смирились, что есть два типа учета - налоговый и бухгалтерский. Но компании, которые работают на западном рынке, должны вести бухучет по западным стандартам, кроме того, они еще ведут наш обычный бухучет и налоговый учет. Вот три системы учета - это уже совсем лишнее, а две - это еще нормально.
- Как можно понять из нашей беседы, вы во многом не согласны с позицией правительства, Минфина и Центробанка. Будет ли ваш комитет отстаивать свою позицию?
- По пенсионным деньгам, к сожалению, вопрос уже закрыт. Вопрос об инвестировании за границей очень болезнен политически, и в Думе было достигнуто политическое соглашение о том, что будет низкий уровень инвестирования пенсионных накоплений в зарубежные активы. Если говорить о страховании депозитов - то я считаю, что субъективным критериям нет места в этой системе. На закон о валютном регулировании наш комитет дал отрицательное заключение, и если он останется в его нынешнем виде, то его прохождение через Совет Федерации будет очень сильно затруднено.