Тенденции американского рынка рекламы достаточно четко отражают изменения в экономике этой страны и в стиле жизни ее граждан. Граждан США все меньше призывают путешествовать, даже до супермаркета и обратно, и во все большей степени избегать лишних телодвижений: покупать товары с доставкой на дом, меньше готовить... Неудивительно, что в результате американцам приходится больше тратить на лекарства.
Еще недавно компании "новой экономики" являлись одним из лидеров рынка рекламы, инвестируя сотни миллионов долларов в продвижение своих услуг. Так, по итогам 2001 года по этому показателю они занимали пятое место. В 2002 году рекламные бюджеты компаний "новой экономики" сократились более чем на 200 млн. долл., в результате чего в рейтинге крупнейших инвесторов в рекламу эта отрасль скатилась сразу на четыре позиции.
Не менее сильным ударом по рекламному рынку стали последствия терактов 11 сентября 2001 года. Граждане США по-прежнему опасаются летать на самолетах и вообще путешествовать. Целый ряд авиакомпаний Северной Америки и по сей день находится в кризисе. Соответственно и рекламные бюджеты транспортных компаний (в первую очередь авиационных), а также отелей и туркомпаний сократились довольно существенно - почти на 50 млн. долл.
В число аутсайдеров рейтинга попали также предметы роскоши и финансовые услуги. Оно и понятно - американская экономика в 2002 году пребывала в рецессии. Соответственно заработать на финансовых рынках становится все сложнее, и объем рекламы финансовых институтов снизился, хоть и незначительно. Что до предметов роскоши, то спрос на них в период кризиса по понятным причинам снижается.
Пытаясь вывести экономику из кризиса, Федеральная резервная система - аналог нашего Центрального банка - несколько раз снижала учетную ставку. Для простых людей это вылилось в снижение ставок по ипотечным кредитам. Отсюда и рост рекламной активности компаний, работающих на рынке недвижимости, а также и страховой отрасли. Мало того, что купленный дом, равно как и его владелец, при заключении ипотечного договора должны быть застрахованы, стагнация в экономике для американских граждан - вообще хороший повод задуматься о будущем и приобрести на всякий случай страховой полис.
Еще одной интересной тенденцией рынка является падение рекламных бюджетов у ритейловых корпораций - крупных супермаркетов и т.д. - при одновременном его росте у компаний прямых продаж - "магазинов на диване". Американцев все сильнее стимулируют покупать товары, сидя на диване. Вполне может быть, что это один из отголосков интернет-бума конца 90-х, создавшего у американцев привычку покупать товары, не выходя из дома. Но если магазины в сети перебиваются с хлеба на воду, то их коллеги из телешопов по крайней мере располагают гигантскими рекламными бюджетами.
С другой стороны, увеличение объемов рекламы еще не свидетельствует о том, что отрасль демонстрирует столь же высокие темпы роста. Например, лидер по объемам затрат на продвижение товаров - автомобильный рынок - находится во всем мире, за исключением, правда, таких стран, как Россия или Китай, не в лучшей форме. Автопроизводители тем не менее наращивают рекламные бюджеты, пытаясь побудить потребителей покупать больше.
В принципе те же процессы идут и на видео- и аудиорынках. Важнейшая их составляющая - рынок продажи звукописей - который год находится в кризисе: объемы продаж CD у ведущих рекорд-компаний не демонстрируют существенного роста с тех пор, как на рынок, собственно, и вышел такой носитель, как компакт-диски. На коммерческий успех сегодня претендуют не более чем два из десяти альбомов, зато уж в их продвижение деньги вкладывают не считая.
Однако абсолютным лидером по приросту рекламных бюджетов стали производители лекарств. И в 2003 году им, судя по всему, ничего не угрожает. Тратить больше на их товары население Соединенных Штатов помимо всего прочего заставит и новый глобальный вызов - атипичная пневмония.
Товары и услуги, на продвижение которых было потрачено больше всего денег в 2002 году
═ | Товары и услуги | Рекламные расходы в млн. долл., 2002 год | Изменение в % к 2001 году |
1 | Автомобили | 1799,00 | 4,80 |
2 | Компании прямых продаж | 1589,60 | 3,40 |
3 | Лекарства, медикаменты | 1334,10 | 18,50 |
4 | СМИ и рекламные агентства | 1067,20 | 6,20 |
5 | Косметика и средства по уходу за телом | 811 | 3,10 |
6 | Сети розничных продаж | 783 | -1,00 |
7 | Транспортные компании и отели | 750,4 | -6,50 |
8 | Финансовые услуги | 735,9 | -2,30 |
9 | Компьютеры, интернет, "новая экономика" | 730,3 | -15,90 |
10 | Готовая одежда | 538 | -8,00 |
11 | Мясомолочные и хлебобулочные изделия | 415,5 | 4,80 |
12 | Видео и аудио | 365 | 8,70 |
13 | Развлечения и сопутствующие услуги | 330,3 | 1,00 |
14 | Страховые компании и агентства недвижимости | 311,7 | 7,80 |
15 | Производители спиртных напитков | 307,6 | -3,40 |
16 | Производители товаров гигиены | 307,2 | 0,80 |
17 | Средства по уходу за волосами | 300,5 | 9,20 |
18 | Ювелирные украшения и часы | 291,6 | -5,90 |
19 | Готовая еда | 287,6 | 15,20 |
20 | Мебель и аксессуары для дома | 282,1 | 2,60 |
Источник: PIB/CMR. Цит. по изданию Mediaweek.