В последнее время прогнозы на нефтяном рынке редко бывают точными, и угадать настроения его участников удается с большим трудом. Это очередной раз подтвердили события минувшей недели, когда просевшие было цены со среды неожиданно начали расти, и на момент закрытия торгов 9 мая цена июльского контракта нефти марки Brent в Лондоне повысилась до 25,04 долл. за баррель.
Сначала трейдеров впечатлило неожиданное известие об уменьшении товарных запасов нефти в США. Потом Мексика дала понять, что ей близки взгляды американской администрации на будущее объединение нефтяных рынков США, Канады и Мексики. Масла в огонь добавило аналитическое управление Министерства энергетики США: в своем ежегодном докладе "О мировом потреблении энергоресурсов" оно подсчитало, что по запасам нефти Канада вдвое привлекательнее, чем многострадальный Ирак. Однако, чтобы канадские месторождения заработали в полную силу и американские компании смогли их разрабатывать, нужно держать цену на нефть в диапазоне 26-33 долл. за баррель. Некоторые аналитики тут же сделали вывод, что американцы не будут стремиться к снижению цен на нефть. Хотя значительная часть экспертного сообщества остается на прежних позициях, считая, что держать цены высокими США не будут - низкие цены и стабильные поставки из Ирака для них гораздо важнее, чем возможность добывать нефть в Канаде. Правда, министр энергетики США Спенсер Абрахам в интервью Associated Press заявил, что значительное увеличение производства нефти в Ираке, которое намного превысило бы предвоенный уровень, в ближайшие годы невозможно из-за плохого состояния иракской нефтяной промышленности. По мнению Абрахама, восстановление иракского нефтяного экспорта до уровня 1,5-2 млн. баррелей в день в принципе возможно, однако ожидать, что это произойдет в скором времени, нереалистично. Косвенно его предостережение подтвердил и глава Пентагона Дональд Рамсфелд. По его словам, в настоящее время рано говорить о том, как долго продлится пребывание войск американо-британской коалиции в Ираке. Считается, что процесс стабилизации ситуации в Ираке займет не менее 1 года, однако это "лишь ориентировочный период", подчеркнул шеф американского военного ведомства.
Последней каплей стало для трейдеров заявление правительства Эквадора, которое 9 мая объявило состояние форс-мажора в экспортных поставках сырой нефти. Государственная нефтегазовая компания Petroecvador практически прекратила ее добычу и подачу по единственному в стране трубопроводу, частично разрушенному из-за схода лавин. До объявления форсмажора Эквадор поставлял на экспорт около 400 тыс. баррелей нефти-сырца в день.
Между тем западные эксперты уже заговорили о том, что на своей внеочередной 125-й конференции, которая пройдет 11 июня в столице Катара Дохе, министры энергетики и нефти государств - членов ОПЕК должны принять решение о сокращении квот на добычу и экспортные поставки на 1,5-2 млн. баррелей в день. В частности, по мнению ведущего эксперта Лондонского центра глобальных энергетических исследований Лео Дролласа, ОПЕК будет вынуждена потесниться, чтобы дать место иракской нефти. Вместе с тем аналитики отмечают определенный разлад между рвущейся к власти иракской оппозицией и руководителями стран ОПЕК. Согласно ряду заявлений претендентов в новые иракские лидеры, после формирования правительства национального единства и выборов нефтяная отрасль Ирака будет приватизирована, а членство в ОПЕК приостановлено или вовсе прекращено. Иракские либералы, поддерживаемые американцами, настроены не подчиняться картельной дисциплине и как можно скорее довести добычу нефти до предельных значений - 3,5-4 млн. баррелей в день.
Правда, чтобы достичь такого уровня, нужно для начала добиться от ООН снятия санкций ООН, а это, похоже, будет не так просто. Так что начинающееся сегодня в Совете Безопасности обсуждение американского проекта резолюции по Ираку грозит затянуться, добавив нефтяным трейдерам нервозности, а рынку - непредсказуемости.