- Неделю назад в России побывал директор НАСА. Какова была цель его визита?
- Он возглавлял делегацию НАСА на мероприятиях, связанных с посадкой экипажа "Союза". Это была первая посадка американских членов экипажа МКС на корабле "Союз".
- Велись ли какие-нибудь переговоры между НАСА и "Росавиакосмосом"?
- Во время визита у директора НАСА была возможность обсудить кое-какие вопросы с господином Коптевым. В частности, речь шла о существующей ситуации с Международной космической станцией, обсуждалась также встреча глав агентств - партнеров по МКС, которая планируется на это лето.
- Недавно директор НАСА заявил, что США не планируют финансировать дополнительные запуски российских кораблей на МКС. С чем связана такая жесткая позиция?
- Мы не будем искать способы обойти принятый пару лет назад закон о запрете на передачу технологий Ирану, который напрямую запрещает предоставлять финансовую помощь российской космической программе. В американском законодательстве предусмотрены исключения, когда речь идет о безопасности экипажа. Но поскольку сейчас "Союз" постоянно пристыкован к станции и мы не рассматриваем ситуацию как внештатную, НАСА не может требовать никаких исключений из закона.
Тем не менее все партнеры по МКС признают, что у России сложная финансовая ситуация. НАСА пытается оказать помощь и содействие, в последнее время активно работает с другими международными партнерами - Канадой, Японией, Европейским космическим агентством, для того чтобы у них найти необходимую финансовую помощь. Могу сказать, что переговоры подобного рода нас обнадеживают, но они пока не завершены и будут продолжаться в двустороннем режиме.
- На этих переговорах обсуждается вопрос финансирования только на этот год или на следующий тоже?
- Сегодня мы более или менее знаем, какие ресурсы потребуются нам в 2003 году, но пока слабо представляем, что нам может понадобиться в следующем. Здесь определяющим фактором является возвращение шаттлов к полетам. Если это случится, как предполагается, в течение следующего года, тогда проблема плана на 2004 год будет не такой сложной. Если потребуется больше времени, то у всех нас будут серьезные проблемы уже в 2004 году.
Во время скорой встречи глав агентств - партнеров по МКС главной задачей будет выработать план полетов до конца этого и на весь следующий год. Пока же все зависят от России, от "Союзов" и "Прогрессов". Конечно, все партнеры понимают, что для вашей страны это связано с серьезными финансовыми проблемами, поэтому мы очень благодарны России за то, что она делает.
- Есть мнение, что недавняя информация о возобновлении полетов уже в октябре этого года была запущена специально, чтобы не оказывать России финансовую помощь, поскольку в этом случае требовался бы только один дополнительный старт, а значит, никакого кризиса на МКС и угрозы жизни для ее экипажа нет.
- Шаттлы не имеют отношения к финансовой проблеме, поскольку это, с одной стороны, техническая проблема, с другой - это ограничения, которые накладывают на нас законодательные документы по Ирану. Пока не начнет действовать программа нового орбитального самолета, над которой сейчас работает НАСА, МКС зависит от "Союзов" и "Прогрессов".
- На какие средства будет реализован новый проект, ведь финансирование НАСА несколько лет назад было урезано?
- Была проведена реорганизация американской космической программы. НАСА попросило сделать дополнения в бюджет на следующий год, которые были отправлены президенту. В итоге были увеличены бюджетные ассигнования по программе шаттлов и по МКС. Это позволяет шаттлам летать до 2020 года. В 2004 году прибавка по МКС пошла на покрытие рисков и на финансирование американского модуля NOT-3, а также на развитие систем жизнеобеспечения. Выполнение этих требований позволит увеличить в дальнейшем число членов экипажа, если решение об этом будет принято главами агентств-партнеров.
- Какие конкретно суммы были прибавлены на следующий год?
- Я не могу вам сказать абсолютно точно, но это примерно по 800 миллионов долларов на шаттлы и МКС.
- Как вы оцениваете сотрудничество НАСА и Росавиакосмоса?
- Россия имеет колоссальный опыт, больший, чем кто бы то ни было. На нас всегда производил впечатление российский подход к освоению космоса. Наши экипажи хорошо взаимодействуют на МКС, между астронавтами налажено взаимопонимание. Существуют очень хорошие связи между различными космическими агентствами. Как я уже говорил, сейчас время кризисное и российские партнеры проявили себя с лучшей стороны.