Акции "Сургутнефтегаза" в предпраздничные дни вновь начали расти, увеличившись только за понедельник на 17%. Впрочем, рост этот остановился, как только было обнародовано решение совета директоров о преобразовании НК "Сургутнефтегаз" в общество с ограниченной ответственностью. Рынок расценил этот шаг как защитный от недружественного поглощения и курс акций сразу упал на 6%.
Тем не менее эксперты уверены, что битва за "Сургутнефтегаз" еще не закончена. Несмотря на формальные преобразования, у "Сургутнефтегаза" в отличие от прочих нефтяных компаний по-прежнему крайне уязвимая схема владения. Контроль над компанией принадлежит высшему менеджменту - по оценкам Альфа-банка, президент Владимир Богданов контролирует около 66% акций, причем большей частью через "дочку" "Сургутнефтегаза" - НК "Сургутнефтегаз".
Как рассказали корреспонденту "НГ" в компании "МИНФИН", сценарий перехвата управления компанией мог бы выглядеть следующим образом. Хотя Высший арбитражный суд запретил судам низшей юрисдикции отменять собрания акционеров, однако не отменено их право запрещать голосовать на этом собрании тем или иным пакетом акций. Если пакет акций, принадлежащий "дочке" "Сургутнефтегаза", будет заблокирован судебным решением, Владимир Богданов может утратить контроль над компанией. А по словам специалистов, "наша судебная система позволяет без проблем получить необходимое решение".
В судах, к примеру, можно оспорить как правомочность голосования пакетом акций "дочки" "Сургутнефтегаза", так и сам факт передачи ей в собственность акций материнской компании. Суд может принять решение в качестве обеспечительной меры по иску арестовать этот пакет или запретить голосовать им на собрании акционеров.
Сложно бороться только с "административным ресурсом", считают в "МИНФИНе". В этом смысле, казалось бы, компания достаточно надежно защищена - по Арбитражно-процессуальному кодексу (АПК) рассмотрение исков к компании возможно только по месту юридической регистрации ответчика, то есть в Сургуте, где компания вряд ли проиграет хоть одно дело. Однако это положение АПК можно с легкостью обойти. Например, сделать "Сургутнефтегаз" либо его "дочку" соответчиком по иску - и дело будет рассматривать местный суд.
Это самая примитивная, но эффективно работающая схема, отмечают в "МИНФИНе". И претворить ее в жизнь не составит труда. Решение совета директоров вряд ли остановит недружественного покупателя. По оценке аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Царегородцева, коррекция рынка связана с тем, что часть участников рынка просто сняли заявки на покупку, и "скорее всего покупатель акций "Сургута" не откажется от своей цели. Чтобы получить контроль над "Сургутом", необходимо собрать около 17% акций компании - с учетом запрета казначейских акций".