Провозглашение политики оптимизации бюджетных расходов воодушевило полпредов на новые инициативы. Округа готовы контролировать финансовые потоки, заранее посоветовав Центру, на какие нужды и сколько средств правительство должно перечислять регионам. Для этого, как заявил "НГ" полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, необходимо создать окружные отделения Министерства финансов и новую схему начисления трансфертов: "Чтобы бюджетная обеспеченность субъекта зависела от успешности его хозяйственной деятельности". Предложение уже легло на стол президента.
Идею, витавшую в воздухе три года, решили продвинуть после недавней встречи полпредов с Владимиром Путиным. Там, по словам Драчевского, и говорилось о необходимости первичных согласований бюджета и снятии возникающих противоречий на уровне округа. "Нынешний принцип распределения трансфертов порождает много вопросов, - замечает Драчевский. - Зачастую почти полностью дотационные регионы имеют бюджетную обеспеченность в несколько раз выше, чем те, которые вносят значительный вклад в производство ВВП. Очень сомнительно, что сегодня распределение трансфертов идет по понятной и справедливой формуле". Несмотря на то что Минфин имеет контрольно-ревизионные управления в каждом регионе, в приволжском полпредстве, например, отмечают "недостаточность" такого статуса. Однако для изменения характера отношений Минфина и полпредов до "окружных" пока не хватает нормативной регламентации. "Технологически эта идея пока не обсуждалась. Но сегодня ясно, что создание окружных структур себя полностью оправдало, - прокомментировала идею Драчевского обозревателю "НГ" заместитель полпреда в СЗФО Любовь Совершаева. - На макроуровне решать вопросы и контролировать регионы гораздо проще".
"Мне всегда не нравится, когда окружные представительства лезут в исполнительные дела, - прокомментировал новость губернатор Ростовской области Владимир Чуб. - Исполнительной власти регионов вообще не нужны окружные структуры, они отрывают нас от работы с правительством".
В Минфине не отрицают, что инициатива полпредств "может иметь рациональное зерно". Однако, как отметил в беседе с обозревателем "НГ" пресс-секретарь Алексея Кудрина Геннадий Ежов, "в настоящее время полпреды уже имеют большие возможности активно участвовать в бюджетном процессе, взаимодействуя как с президентом, так и с правительством и местными властями. Именно такой путь более активного подключения аппаратов округов к обсуждению имеющихся межбюджетных проблем наиболее перспективен - так как не требует внесения серьезных изменений в действующее законодательство".
"Любая идея познается только на практике, - заявил "НГ" кемеровский губернатор Аман Тулеев. - Больше, чем надо, мы не просим, мы заложники своих трансфертов. Сегодня мы работаем с Минфином напрямую. И весь вопрос в том, не станут ли окружные его отделения лишним звеном". "Это проблемы Минфина - у них есть право иметь свое суждение, - отреагировал рязанский губернатор Вячеслав Любимов, услышав от "НГ" о возможности создания окружных представительств ведомства. - На мой взгляд, такое звено излишне. Сегодня мы все вопросы на областной Думе решаем, живем по Бюджетному кодексу". Узнав, что "суждение" принадлежит полпредам, Любимов ответил: "Нам все равно". Такое равнодушие можно объяснить скорым окончанием полномочий Любимова. Региональные лидеры, чья "губернаторская лямка" длиннее, оценивают новшество уклончиво.
Красноярский губернатор Александр Хлопонин, например, в эффективности предложений президентских наместников не сомневается: "С помощью федерального органа сегодня можно и нужно консолидировать интересы регионов. Для этого и необходимо объединять усилия на уровне округов", - заявил он "НГ".
Необходимость более тесной работы с Минфином на благо регионов Драчевский обосновывает цифрами: в Тыве около 90% бюджета составляют федеральные трансферты, а бюджетная обеспеченность в 2,5 раза выше, чем в соседней Хакасии. При этом, по данным Госкомстата, в 2002 году в Тыве было произведено промышленной продукции на 1415,3 млн. руб., в Хакасии - на 15 626 млн. руб. То есть 4554 руб. и 27 072 руб. на одного жителя соответственно.
"А какое отношение полпреды имеют к цифрам и целям? - удивляется самарский губернатор Константин Титов. - За ними определены четкие функции, а перетягивать правительственные права не совсем верно. Прозрачность обеспечивается другими приемами". По словам Титова, "в результате мы окончательно вернемся во времена, когда каждый сортир согласовывали в Москве. Окончательно принизится роль регионов и федеративного государства". Однако если идея будет реализована, наперекор наместникам президента Титов не пойдет: "Значит, будем обсуждать на Госсовете способы взаимодействия".
Возможно, совместная с Минфином деятельность полпредств действительно поможет выявить истинные приоритеты в распределении средств и оптимизировать их использование на благо общества. Главное, чего опасаются некоторые региональные лидеры, чтобы глубокое проникновение полпредов в вопросы финансирования не превратило их профессиональный интерес в личный. Как это бывает, на местах знают не понаслышке.