Выбрать телефонный аппарат можно на любой вкус, но подключить его - лишь к одному из трех операторов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Аналитики утверждают, что экономический рост в России обеспечивается не высокими технологиями, а экспортом сырья. Наверное, это действительно так. Но только частично. Ведь, несмотря ни на что, в стране появились и бурно развиваются секторы "новой экономики". Среди них - телекоммуникации, в том числе мобильные.
Судя по всему, в стране окончательно сложилась "тройка" лидеров - МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". И, завоевав столичные рынки, они захватывают регионы.
23 апреля все жители Ростовской области, бывшие абонентами местного сотового оператора "Донтелеком", в одно мгновение превратились в абонентов МТС - поскольку "Донтелеком" был полностью куплен компанией "Мобильные ТелеСистемы". Незадолго до этого, в начале апреля МТС купила контрольный пакет акций компании "ТАИФ-ТЕЛКОМ" - крупнейшего оператора сотовой связи Татарстана. Два этих факта - звенья одной цепи. На российском рынке сотовой связи идет быстрый процесс поглощения несколькими крупными компаниями многочисленных региональных операторов, появившихся в начале 90-х годов. Поглощение - единственный способ выжить для местной компании. Если же крупные компании не поглощают региональных операторов, а строят свои сети, у "малышей" не остается шансов на самостоятельное существование.
Судя по всему, к настоящему времени на российском рынке сотовой связи окончательно оформилась тройка безусловных общефедеральных лидеров - МТС, "ВымпелКом" (торговая марка "Би - Лайн") и "МегаФон".
Расширяя географию своего бизнеса, лидеры прибегают как к покупке региональных операторов, так и к строительству собственных сетей. Так, МТС в 2002 году купила местные сотовые компании, действующие на территории 9 регионов России и построила сети еще в 13 регионах. Идет экспансия МТС в страны СНГ: в прошлом году совместное предприятие компании начало работать в Беларуси, приобретена украинская компания UMC.
Компания "ВымпелКом", как правило, самостоятельно приобретает лицензии на работу в регионах. По количеству приобретенных лицензий "ВымпелКом" обогнал МТС. Региональных операторов она приобретает там, где не может получить лицензии. В 2002 году "ВымпелКом" приобрел операторов в Оренбурге, Самаре и Мурманске, запустив заново построенные сети в 6 регионах. В 2003 году "ВымпелКом" приобрел регионального оператора на Ставрополье.
Сформированный в мае 2002 года оператор "Мегафон" является самым маленьким в "большой тройке", но именно он демонстрирует наибольшие темпы прироста абонентской базы. На сегодня "Мегафон" обладает лицензиями во всех регионах России. Он уже вышел на рынок Таджикистана. В феврале текущего года компания ввела в строй сеть в Татарии.
Анализируя процесс экспансии московских компаний в регионы, большинство аналитиков отмечают, что покупка местного оператора является для компании более эффективной стратегией, чем строительство собственной сети.
"Регионы еще не развиты. Сейчас кто первый в них приходит, тот и становится ведущим оператором. Обогнать его потом будет очень трудно, - сделал вывод аналитик компании "Ренессанс Капитал" Вячеслав Николаев, - МТС сразу захватывает долю рынка действующего оператора, что в целом увеличивает ее скорость проникновения в регионы". По мнению аналитика инвестиционной группы "Атон" Надежды Голубевой, "выход на безубыточность при строительстве собственной сети занимает два года, а все это время компанию преследуют низкая выручка и небольшая абонентская база".
Пока между крупнейшими российскими компаниями идет конкурентная борьба за абонента и отсутствует сговор в области ценовой политики, приход общероссийских операторов в регионы является положительным фактором для потребителей. С приходом в регион крупных компаний там, как правило, снижается стоимость минуты соединения - по оценкам экспертов, процентов на 20. Особенно незавидны перспективы региональных компаний в свете будущего неизбежного внедрения новых стандартов сотовой связи, которые позволяют через мобильные телефоны соединять компьютеры с интернетом и передавать видеоизображение. Внедрение подобных систем под силу только очень состоятельным компаниям. Поэтому можно прогнозировать уход с рынка через несколько лет тех региональных операторов, которые попытаются до конца сохранять независимость.
На фоне наблюдающегося на Западе кризиса сектора высоких технологий российские сотовые компании вполне могут состязаться по привлекательности с любыми европейскими операторами. В то время как акции телекоммуникационных компаний во всем мире в последние годы падали, у МТС и "ВымпелКома" они только росли.
МТС является на сегодня крупнейшей компанией среди операторов стран Восточной и Центральной Европы. Второе и третье места делят "ВымпелКом" и польская PTC (торговая марка Era GSM).
Показатели деятельности крупнейших операторов сотовой связи России |
|||
Показатель |
МТС |
ВымпелКом |
МегаФон |
Количество реально действующих сетей (конец 2002) |
49 |
34 |
28 |
Количество абонентов в России (млн.) |
7,58 |
6,16 |
3,64 |
Количество абонентов в Москве (млн.) |
3,54 |
3,93 |
0,39 |
Источник: агентство "Сотовик" и ООО "Современные телекоммуникации" |