В четверг в Австрии состоялась первая после войны в Ираке чрезвычайная конференция ОПЕК. Этот внеочередной саммит был созван, как только стало известно, что Ирак намерен возобновить добычу нефти. На консультациях, прошедших накануне венской встречи, президент картеля, министр энергетики и индустрии Катара Абдалла бен Хамад аль-Аттыйя постарался напустить побольше тумана. Он заявил, что говорить о включении Ирака в систему обязательных квот на добычу и экспортные поставки сырой нефти еще рано и вообще "вопрос об объемах экспортируемой сырой нефти будет стоять в качестве превалирующего, однако не в преломлении иракских событий и возможности выхода Ирака из ОПЕК". А непосредственно перед началом встречи министр нефти Саудовской Аравии Али Наими сообщил журналистам, что картель уже определил задачу: удержать цены на уровне 25 долл. за баррель любыми средствами, включая сокращение квот. Хотя решение может так и остаться на бумаге - по оценкам информационного агентства Platts, в марте десять членов картеля превышали квоты на 1,8 млн. баррелей в день.
Естественно, основная причина, заставившая нефтяных министров собраться на экстренную встречу, - снижение мировых цен на нефть. Средняя стоимость барреля нефти за последнюю неделю составила 25,61 долл. (в первом квартале баррель стоил 30,55 долл.). А только за вчерашний день цена нефти на Лондонской бирже упала почти на доллар - до 25,14 долл. за барр.
Падение скорее всего продолжится. Добыча иракской нефти на месторождениях Румейла уже возобновилась. Правда, пока она перекачивается оттуда на перерабатывающий завод неподалеку от Басры и даже не перерабатывается, поскольку ее еще слишком мало. Но американцы обещают через 6-15 недель довести добычу до 1,1 млн. баррелей в сутки и запустить производственный цикл на полную мощность. А как только восстановят Киркук, суточную добычу можно будет поднять до 2,8 млн. баррелей. Это более чем на 20% превышает довоенные объемы нефтепродаж Ирака.
Есть и другие причины падения котировок: в Северном полушарии закончилась зима, в США резко повысились складские запасы топлива (по данным Управления энергетической информации США, с 14 по 20 апреля резервы возросли на 3% до 286,2 млн. баррелей в основном за счет поступления нефти из Канады и Ирака), возобновились массовые поставки нефти из Венесуэлы. Кроме того, по мнению членов ОПЕК, распространение вируса так называемой атипичной пневмонии также ведет к снижению потребления нефти. Азия, где эпидемия распространяется наиболее быстро, традиционно является одним из важнейших потребителей авиационного топлива, а спрос на него уже упал на 300 тыс. баррелей в день.
Большинство министров нефтяного картеля, отвечая на вопрос, насколько перенасыщен сейчас рынок, называют цифру 2 млн. баррелей. Это результат предыдущего решения ОПЕК о временном приостановлении действия квотных ограничений нефтяного экспорта в связи с военными действиями в Ираке. Накануне венской встречи картеля большинство экспертов утверждали: достаточно вернуться к прежней суммарной квоте в размере 24,5 млн. баррелей в день, чтобы изъять с мирового рынка не менее 1,5 млн. баррелей в сутки и подготовить почву для дальнейших решений по стабилизации рынка с учетом грядущего возобновления экспорта из Ирака. В том, что картель пока в состоянии удержать цены в коридоре 22-28 долл. за баррель, мало кто сомневался.
Наблюдателей гораздо больше интересовала интрига, связанная с борьбой за пост генерального секретаря ОПЕК. Венесуэла намеревалась предложить на второй срок нынешнего генсека Альваро Сильву Кальдерона, полномочия которого заканчиваются 31 декабря. Саудовская Аравия планировала провести на этот пост своего представителя в ОПЕК Сулеймана Ясира аль-Хербиша, которому ранее мешали венесуэльцы - сначала Али Родригес-Араке, а затем Сильва. Иран планировал предложить от себя кандидатуру - бывшего представителя в ОПЕК Хади Аэйада-Хуссейниана. Катар тоже вроде собирался поучаствовать в выдвижении претендентов. В качестве его кандидата назывался министр энергетики и индустрии Абдалла бен Хамад аль-Аттыйя, который является сейчас президентом конференции мирового нефтяного картеля. Но в последний момент появилась информация, что до саммита, назначенного на 24 сентября, Катар выдвигать своего претендента не будет.
Впрочем, российских нефтяников гораздо больше волнуют перспективы собственного участия в разработке иракских месторождений. Поскольку до конца года при любой расстановке сил в ОПЕК падения цен ниже 20 долл. за баррель никто не ждет.