Если до вчерашнего дня оппоненты еще могли говорить, что все экономические реформы - фикция и правительство ничего не делает, то теперь они этого сказать уже не смогут. В среду кабинет министров принял действительно революционное решение, утвердив план снижения налогов на ближайшие три года. "Обсуждение налоговой реформы на 2003-2005 годы завершено", - торжественно объявил журналистам первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Длительный период конфликтов и согласований между тремя ключевым министерствами - МЭРТом, Минфином и МНС - закончился выработкой согласованной позиции, которая и была одобрена правительством.
Итак, с будущего года налог с продаж отменяют вообще, а налог на добавленную стоимость снижают с 20 до 18%. Отменяется также ряд мелких налогов вроде сбора за использование в названии слова "Россия". С ускорением возврата НДС экспортерам пока решили подождать - в том смысле, что ускорять его будут административными методами, без внесения изменений в законодательство. Отчасти эти меры будут компенсированы повышением налоговой нагрузки на добывающий сектор, в частности, акцизы на газ будут отменены, но на их место придет более суровый налог на добычу полезных ископаемых. Экспортные пошлины на газ будут увеличены вчетверо - с 5 до 20%. Насколько в общем итоге уменьшится налоговая нагрузка на экономику - не совсем ясно, представители Минфина и правительства все время называют разные цифры. Но если верить официальным материалам, представленным Министерством финансов к заседанию правительства, речь идет примерно об 1% ВВП (а не о 2%, как писала пресса в течение последней недели).
В 2005 году произойдет резкое снижение единого социального налога - его базовая ставка уменьшится с 25,6 до 16%. В 2006 году опять снизят НДС - до 16%. При этом правительству придется очень крепко подумать, как ужать расходы, в особенности что делать с расходами фондов медицинского и социального страхования, которые потеряют сотни миллиардов рублей.
Казалось бы, чем могут быть недовольны критики правительства? Оказывается, исполнительная власть взялась за реформу не с того конца: НДС было трогать нельзя.
"Зачем снижать НДС, сбор которого и так растет быстрее, чем сбор остальных налогов? - задается вопросом член Совета Федерации, руководитель Института финансовых исследований Андрей Вавилов. - Потребление растет быстрее ВВП в два раза, а мы еще стимулируем его рост снижением ставки НДС. Зато в абсолютном выражении сбор ЕСН за I квартал 2003 года снизился с 90 до 78 млрд. рублей, а уменьшения его ставки мы будем ждать как минимум 1,5 года. За это время ЕСН вообще перестанут платить. Большей глупости, чем снизить НДС и оставить еще на полтора года нынешний уровень ЕСН, сделать нельзя".
Аналогичное мнение высказал зампредседателя кредитно-финансового комитета Госдумы Игорь Артемьев: "Снижать ставку НДС нецелесообразно, вместо этого необходимо снижать ставку Единого социального налога на 5% и изменять шкалу регрессии ЕСН таким образом, чтобы эффективная ставка ЕСН с суммарной годовой заработной платы более 60 тысяч рублей не превышала 20%. Тогда невыгодно будет платить людям низкую заработную плату, произойдет легализация фонда заработной платы. Несмотря на уменьшение ставки, поступления средств ЕСН увеличатся. Снижение НДС вместо ЕСН пролоббированно олигархическими структурами".