Конференция, посвященная проблемам либерализации банковского дела и банковского законодательства, которую провела вчера Ассоциация российских банков (АРБ) в преддверии открывшегося сегодня 15-го съезда этого авторитетного сообщества, продемонстрировала тектонический сдвиг в ее взаимоотношениях с ЦБ. Команде Сергея Игнатьева за неполный год удалось сделать то, что больше десяти лет не удавалось ее предшественникам: найти ключ к сердцам "мятежных" отечественных банкиров. А поскольку дружат у нас, как правило, против кого-то, определился и общий противник - госчиновники и законодатели. Из них, по словам первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, человек пятнадцать действительно заинтересованы в модернизации банковского сектора, а остальные просто пытаются использовать ситуацию в своих политических целях.
Сегодня, когда Центробанку и АРБ удалось наконец наладить постоянный, в том числе и интерактивный, контакт и многие проблемы можно снимать или по крайней мере обсуждать в рабочем порядке, добиться принятия в этом году двух знаковых законов - "О страховании банковских вкладов" и "О банкротстве кредитных организаций" (в новой редакции) - стало для них общей задачей. Однако использовать для ее решения весь традиционный для нашей действительности арсенал средств, включая размен этих законов на какие-то ответные услуги или удовлетворение чьих-то коммерческих интересов, ЦБ не намерен. "Платить мы не будем", - заявил с трибуны Андрей Козлов, которого, по его собственному выражению, за год работы "достали" подковерные игры.
Перед лицом общего врага банкиры сплотились настолько, что даже Сбербанк, похоже, перестал быть для них общим жупелом. И "апрельские тезисы" председателя правления СБР Андрея Казьмина влились в общий хор. Глава Сбербанка тоже считает главным препятствием для нормального развития банковского сектора несовершенство законодательной базы и демонстративное непонимание остроты проблемы лицами, принимающими решения. Вместо того чтобы оказывать господдержку инвестиционной деятельности, правительство, по его словам, опять сконцентрировалось на сокращении госрасходов. Хотя сам тезис, что их все время нужно сокращать, по мнению Андрея Казьмина, спорный. Особенно в России, где хронически недофинансируются не только ряд отраслей экономики, но и социальная сфера. Вместо совершенствования законодательства с целью решения проблем краткосрочности ресурсной базы банков, субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, упрощения регистрации объектов незавершенного строительства и использования их как залога и так далее, власть переводит стрелки на банкиров, обвиняя их в том, что они сами не хотят цивилизованной внутренней конкуренции и боятся внешней.
Если позиция исполнительной и законодательной власти не изменится, в недалеком будущем в стране останутся только госбанки, Сбербанк, банки, принадлежащие ФПГ, крупные сетевые банки с иностранным капиталом и несколько региональных, поддерживаемых местными администрациями, - всего порядка 200 кредитных организаций, подытожил президент Уралвнешторгбанка Валериан Попков. Мириться с этим банкиры не намерены. Особенно теперь, когда ЦБ в одной с ними команде.