В последнее время одним из самых острых вопросов развития нефтегазового комплекса было соревнование двух грандиозных инвестиционных проектов, связанных с двумя маршрутами транспортировки нефти. Первый проект, лоббируемый госкомпанией "Транснефть", предполагал расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС), соединяющей Западную Сибирь с портом Приморск Ленинградской области. Но есть еще проект трубопровода из Западной Сибири в Мурманск, предложенный группой негосударственных нефтяных компаний ("ЛУКОЙЛ", ЮКОС, ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз").
Наше правительство с большим скепсисом относится к идее негосударственных нефтепроводов. Именно поэтому шансы приморского проекта были предпочтительнее. Приоритетность БТС уже закреплена в доработанном проекте Энергетической стратегии России, утверждение которого правительством запланировано на 22 мая. Первая очередь БТС была пущена еще в декабре 2001 года, она прокачивает 12 млн. тонн нефти в год. По поручению правительства "Транснефть" уже разработала ТЭО реконструкции и расширения БТС до 50 млн. тонн нефти. Затраты на этот проект оцениваются в 50 млрд. руб.
Строительство трубопровода на Мурманск должно было "съесть", по разным оценкам, от 3,5 до 6 млрд. долл., его завершение планировалось на 2007 год. Пропускная способность новой трубопроводной системы должна составлять от 80 до 120 млн. тонн нефти. Однако многие эксперты полагают, что разведанные запасы сырья не позволяют считать этот маршрут оптимальным. И пресса уже успела похоронить мурманский проект.
Но похороны оказались преждевременными. Вчера правительство РФ на своем заседании дало поручение начать разработку технико-экономического обоснования для проекта развития инфраструктуры мурманского порта. Как сообщил министр энергетики Игорь Юсуфов, проект будет реализовываться в два этапа. На первом этапе в Мурманске будет построен терминал, который позволит перегружать нефть, поступающую с шельфовых месторождений, на супертанкеры для экспорта. На втором этапе возможно строительство нефтепровода до Сибири. На вопрос о том, могут ли негосударственные компании быть собственниками нового трубопровода, министр ответил уклончиво, сообщив, что свои подходы к вопросу о собственности на транспортную инфраструктуру министерство представит правительству в мае.
Мурманск - это наше будущее, а Приморск - наше настоящее. По словам президента компании "Транснефть" Семена Вайнштока, компания планирует до конца года увеличить экспортные мощности трубопроводной системы России на 16%, или на 24 млн. тонн в год. По мнению Вайнштока, основной прирост экспортных мощностей в 2003 году будет обеспечен за счет постепенного ввода в эксплуатацию третьей очереди Балтийской трубопроводной системы, что позволит увеличить пропускную способность экспортного терминала в Приморске на 30 млн. тонн до конца 2004 года. Еще порядка 5 млн. тонн "Транснефть" планирует нарастить за счет нефтепровода "Дружба" и 1 млн. тонн - за счет строительства новых резервуаров в порту Новороссийска.
Еще одно важное решение, принятое правительством вчера, - одобрение суперпроекта "Газпрома" по строительству Североевропейского газопровода. Нужно проложить 800 километров труб по территории России до Выборга, а потом еще 1200 километров - по дну Балтийского и Северного морей до портов Германии и Великобритании. До сих пор никто не дал внятного ответа на вопрос об источниках финансирования этого проекта.
Как ни крути, а сырьевой сектор в России развивать гораздо проще. Открывая "трубопроводное" заседание правительства, премьер-министр Михаил Касьянов сказал, что в первом квартале российская промышленность выросла на 6%, ВВП - на 6,4% и по темпам роста - это самый удачный квартал за последние три года. И хотя глава правительства сразу оговорился, что дело отнюдь не только в нефти и газе, но и в "некоторых отраслях перерабатывающего сектора", все понимают, что без экспорта углеводородов никаких экономических успехов нам не видать.