Вчера Минфин собирался разобраться с регионами-должниками, которые отказываются погашать кредиты, полученные из федеральной казны в 1992-2002 годах. Но заседание комиссии по урегулированию этих долгов, возглавляемой первым замминистра Сергеем Вязаловым, так и не состоялось. По мнению информированных источников, у нее просто не хватило времени на подготовку, поскольку для юридического обоснования претензий приходится отдельно рассматривать каждое конкретное соглашение. И это несмотря на то, что теоретически у всех регионов должна быть стандартная процедура получения кредитов и ответственность за выполнение своих финансовых обязательств. Но, учитывая то, как эти кредиты выделялись в 90-е годы (губернатор приезжал в Москву и заявлял, что, если ему не дадут денег, полкрая просто вымрет от голода), каждый случай требует более детального анализа.
Напомним, Минфин не утвердил отчеты 10 регионов об исполнении консолидированного бюджета за 2002 год. Камнем преткновения стали кредиты, выдававшиеся предприятиям и компаниям под гарантии региональных администраций. Министерство настаивает на их погашении, но, входя в положение региональных властей, предлагает им схему реструктуризации на 10 лет. А тем регионам, которые упорно отказываются брать на себя такие долги (а среди них Санкт-Петербург, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Карелия и Пермская область), Москва грозит заблокировать расходные счета. Консолидация и реструктуризация задолженности регионов, по приказу министра финансов Алексея Кудрина, должна быть закончена к 31 мая. Однако, несмотря на все грозные минфиновские телеграммы, региональные власти, по-видимому, не сдаются.
Нежелание регионов реструктурировать эти долги понятно: никто не хочет брать на себя ответственность за предыдущих руководителей. В Кабардино-Балкарии, например, речь идет о товарных кредитах на 139 млн. руб., выданных трем предприятиям в 1996 году. Причем арбитражные суды признали сделки ничтожными, так как подписавшие их должностные лица превысили свои полномочия. Естественно, республика наотрез отказывается брать на себя юридически не обоснованный долг, составляющий 5% собственных доходов ее бюджета. В Пермской области местная Дума гарантию по кредиту в 11,1 млн. руб. не утвердила, и она еще в 1995 году была отозвана администрацией региона. Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге, которому вменяют задолженность в 2,6 млрд. руб., полученных в 1997 году РАО ВСН в виде кредита, гарантии по которому не были утверждены Законодательным собранием. В Карачаево-Черкесии вообще не знают, с кого взыскать задолженность: определением суда заемщики - Эркеншахарский сахарный завод и шерсточесальная фабрика - ликвидированы.
В арест счетов в регионах скорее всего не очень верят. Особенно сейчас, когда существенную часть своих доходов там получают в виде трансфертов. Хотя чисто технически осуществить свою угрозу Минфин может, поскольку все бюджетные средства проходят через счета казначейства и ввести некий аналог внешнего управления вполне возможно. Но смысл это будет иметь лишь в том случае, если у регионов будут свои источники доходов на покрытие долговых обязательств. Чтобы они не могли набрать под них кредитов, а потом сказать, что платить по ним не будут.
Однако на самом деле проблема гораздо шире, считает старший аналитик Института финансовых исследований Евгений Ковалишин. Дело в том, что сложившаяся сейчас ситуация с долгами регионов может репродуцироваться, поскольку не устранена причина ее возникновения. "У нас нет единой системы управления долгами и координирования этих заимствований. Идея, которая заложена в концепции реформы регионального и местного управления, подразумевающая, что регионам даются доходные полномочия и при этом вводится аналог системы банкротства, - это шаг вперед. Но параллельно с этим нужна система, которая позволит все это отслеживать, иначе ситуация, когда регион отказывается от своих гарантий или прямых обязательств, может повторяться", - считает эксперт.