Вчера на бюро РСПП "в целом" был одобрен проект реорганизации исполнительной власти, разработанный группой экспертов под руководством экс-вице-премьера Александра Шохина. Проект предлагает кардинальное сокращения числа федеральных министерств и ведомств и перераспределение их функций. Впрочем, вчера предприниматели так и не смогли договориться относительно ядра концепции - нового перечня органов власти, которые сохранятся после реформы. Бизнесмены взяли месячный тайм-аут.
Рабочая группа РСПП предложила оставить только восемь министерств - Минфин, МВД, МИД, Минобороны, Минэкономразвития, Минюст, Министерство труда, социальной защиты и здравоохранения, а также Министерство науки, образования и культуры, сократив все существующие отраслевые ведомства. Оставшиеся функции расписаны между федеральными службами и комиссиями, а также государственными надзорами и агентствами.
Проект РСПП - самый радикальный из тех, что до сих пор предлагались различными разработчиками, занимающимися административной реформой. Группа Шохина без колебаний упразднила не только Минтранс, Минтопэнерго, МЧС и прочие рудименты отраслевого управления, но и Минздрав с Минсельхозом, от которых все еще не могут избавиться многие государства с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем радикализм авторов из РСПП не тотален, в их схеме ясно очерчена зона, в которую не решается ступить даже реформатор, формально независимый от власти. Благодаря этому можно вполне определенно назвать ведомства, которые обслуживают жизненно важные интересы российской бюрократии и поэтому неприкосновенны "по определению".
Лишив самостоятельных органов управления культуру, образование, здравоохранение, "ликвидаторы" не осмелились упразднить, например, Федеральную службу охраны. Это едва ли не самое мелкое по численности персонала федеральное ведомство, которое могло бы успешно работать в составе ФСБ (во времена КГБ так и было). Но ФСО охраняет столь важных государственных особ, что у реформаторов, видимо, не хватило духу покуситься на его статус.
В перечне олигархов обозначен "Государственный надзор за оборотом наркотиков и психотропных веществ". Почему оборот (судя по всему, легальный) наркосодержащих средств удостоился самостоятельного контрольного органа? Разработчики говорят: надо ужесточать борьбу с наркоманией. Однако есть и неофициальная версия, которая выглядит более убедительно. Недавно президент учредил новый госкомитет - по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, назначив его председателем своего старого друга и сослуживца Виктора Черкесова. Могли ли реформаторы из РСПП не зарезервировать должность для такого важного назначенца?
От радикализма шохинской команды не осталось и следа, когда очередь дошла до такого стратегического объекта, как Управление делами президента. В стройной системе федеральных служб, агентств, комиссий и надзоров места этому специфическому формированию не нашлось, поэтому оно вынесено в раздел "Прочие". Вымарать его из перечня самостоятельных государственных органов у реформаторов рука не поднялась. И понятно, почему. УДП - это не Минсельхоз или Минздрав, это поставщик спецуслуг для чиновного люда, самое дорогое, что есть у российского начальства, и надо быть шахидом, чтобы покуситься на такую святыню. Члены РСПП на госслужбе не состоят и в услугах УДП не нуждаются, но шахидов среди них, по-видимому, тоже нет. Впрочем, схема исполнительной власти, предложенная рабочей группой, не является окончательной: вчера ее проект вызвал такие бурные дебаты, что было решено отложить ее окончательное обсуждение еще на месяц.
Судя по вчерашнему обсуждению на бюро РСПП, которое, по словам очевидцев, было весьма бурным, олигархи осознают степень радикализма своей концепции. "Предложения могут в чистом виде и не пройти, - заметил в разговоре с обозревателем "НГ" Александр Шохин. - Мы предлагаем некий подход для реформирования, дальше начинается экономическая целесообразность".
В Белом доме между тем считают, что предложения РСПП имеют мало общего с административной реформой. Во всяком случае, замглавы аппарата правительства Алексей Волин заявил обозревателю "НГ", что у олигархов "получилось здание, висящее в воздухе, а хотелось бы иметь твердую конструкцию". По мнению чиновника, бизнесмены пошли самым простым, но самым нелогичным способом. Сначала необходимо проанализировать, какие функции вообще должно выполнять государство, разделить их между уровнями власти и затем избавиться от избыточных и дублирующих полномочий. А лишь потом строить схему исполнительной власти.
Именно в этом направлении и трудятся над административной реформой в правительстве. Правда, до создания внятной концепции дело не дошло. Анализируя предложения своих коллег, Минэкономразвития предложило разом сократить Госкомрыболовство, Роспатент и Росгидромет. Но Михаил Касьянов посчитал, что МЭРТ поторопился со своими выводами.
Способны ли повлиять на этот процесс предложения рабочей группы РСПП? Олигархи могут похвастаться несколькими победами в продвижении своих не только второстепенных предложений, но и концептуальных идей. По их настоянию, будет отменено валютное регулирование. Вторая победа бизнеса - судебная реформа. Были приняты ключевые предложения РСПП - о передаче дел акционеров от гражданских судей к арбитражным и разделение первой и второй инстанции арбитражных судов.
Однако горечь поражения испытывать пришлось гораздо чаще. Например, РСПП полностью проиграл банковскую реформу - предложение о консолидации капитала в крупных банках было отметено. Не удалось крупному бизнесу серьезно поправить закон о банкротстве. И крайне неохотно идут чиновники навстречу предложениям олигархов по снижению бремени двух ключевых налогов - НДС и ЕСН.