Вчера Торгово-промышленная палата и Российская ассоциация по связям с общественностью провели конференцию, посвященную деловой репутации и социальной активности бизнеса. По словам заместителя председателя Совета Федерации Александра Торшина, социально ответственных предпринимателей ждут не дождутся во всех 89 регионах. Но в первую очередь он призвал бизнесменов обратить внимание на новое перспективное поле для укрепления своей репутации - Чечню. А в поддержку от лица сената пообещал осенью буквально завалить Думу революционными законодательными инициативами по облегчению налогового бремени.
Российский бизнес, особенно крупный, ничего не имеет против участия в социально значимых проектах. По большому счету у него просто нет другого выхода. Две трети международного капитала принадлежит сегодня коллективным инвесторам, жестко ответственным перед своими акционерами. Кроме того, социальная активность в значительной мере облегчает взаимоотношения с региональной и муниципальной властью. Не уйти от социальных проблем и владельцам градообразующих предприятий. Поэтому у наиболее продвинутых в этом смысле компаний квота расходов на "социалку" составляет в среднем 1-1,5% прибыли. И это совсем не мало, если прибыль переваливает за миллиард долларов. Но, конечно, не так много, как у British Petroleum, отчисляющей на эти цели 10% прибыли.
Беда в том, что власть это прекрасно знает и, по мнению участников конференции, с удовольствием перекладывает свои социальные функции на плечи бизнесменов. По утверждению зампреда комитета ТПП по деловой этике Павла Шихирева, чиновники у нас контролируют 60% экономики страны. Но бюрократ готов брать на себя главным образом полномочия, возлагая ответственность на бизнес. Хотя дело бизнеса - получать прибыль, а ему предлагают взвалить на себя неподъемный груз российской "социалки". В итоге, по мнению Шихирева, теневая экономика становится единственной реально действующей.