К началу 2003 года в России эмитировано около 14 млн. пластиковых карт. Иными словами, их владельцем является практически каждый десятый россиянин. Около 70-80% объема эмиссии пластиковых карт составляют зарплатные проекты. "Перечисление заработной платы на банковские карты в сравнении с выдачей заработной платы через кассу предприятия имеет ряд существенных преимуществ, - отмечают специалисты банка "ГЛОБЭКС". - С одной стороны, это позволяет избавить бухгалтерию предприятия от трудоемких операций с наличными средствами и оптимизировать финансовый документооборот и снижает риск и затраты, связанные с транспортировкой больших сумм наличности. С другой - предоставляет в распоряжение сотрудников современные и качественные банковские инструменты, отвечающие запросам сегодняшнего дня".
Действительно, и в развитых странах граждане получают заработную плату на пластиковые карты. Проблема состоит в уровне зарплат. Сегодня в России они относительно невелики. Отсюда и не слишком большие средние обороты по пластиковым картам. Если сопоставить объемы эмиссии пластиковых карт международных систем с оборотом, то получится, что, по данным VISA, в среднем по рынку они составляют около 1,5 тыс. долл. в год на одну карту. По данным MasterCard - около 300 евро. Впрочем, эти данные скорее нечто вроде средней температуры пациентов в больнице. У активно работающих на рынке банков эти показатели, понятное дело, выше - среднемесячный оборот по картам Судостроительного банка составляет около 400 долл.
"На мой взгляд, расхождение в данных по оборотам карт VISA и MasterCard имеет ряд причин, - полагает Владимир Кузнецов, начальник отдела по работе с пластиковыми картами Судостроительного банка. - Доля зарплатных карт VISA в России меньше, чем карт MasterCard, что обусловлено меньшей себестоимостью последних. А оборот по зарплатным картам - это одна-две трансакции в месяц. Соответственно, у частных карт VISA, которые приобретаются целенаправленно, количество и величина трансакций больше. Кроме того, более интенсивное использование владельцами именно карт VISA характерно не только для России, но и для всего мира: это более раскрученный брэнд".
Впрочем, и у VISA пока структура оборота по картам характеризуется большой долей "банкоматных" трансакций. Из 5,7 млрд. долл. оборота системы в России во внутренней торгово-сервисной сети по картам VISA было потрачено 852 млн. долл., из них по картам российских банков израсходовано свыше 485 млн. долл. В целом россияне потратили по своим картам свыше 875 млн. долл. в торговых точках России и за рубежом. Иными словами, около 8,5% оборота израсходовано россиянами в магазинах и примерно столько же за рубежом, соответственно около 80% оборота приходится на операции по снятию наличных.
Тем не менее вряд ли стоит говорить о том, что та или иная стратегия на рынке или весь российский пластиковый рынок ущербны. В одном из банков, являющихся принципиальным членом международных платежных систем, "НГ" привели следующий пример. Есть, допустим, хороший инвестиционный банк, у которого несколько сотен очень состоятельных клиентов и сотрудников с картами категории Standard/Business/Gold. По этим картам крупные обороты в торговой сети и высокие показатели по средней сумме трансакции.
Но есть и другие банки, эмитирующие десятки тысяч электронных карт, по большей части зарплатных. Пока зарплаты небольшие, основные обороты приходятся преимущественно на снятие наличных в "своих" банкоматах. Но несмотря на это, весь бизнес у "массовых" банков в целом может быть гораздо более прибыльным за счет вала. У них другой сегмент рынка - и другие, более высокие обороты.
Cама структура оборотов по пластиковым картам не способствует развитию рынка. Достаточно серьезной проблемой, тормозящей развитие инфраструктуры в нашей стране, является стоимость эквайринга - комиссии банка, взимаемой с торговой точки за обработку платежа по карте. Магазинам такие платежи, строго говоря, вообще невыгодны - стоимость услуг по инкассации составляет 0,5%, а эквайринга - 2,5%. На Западе комиссия, взимаемая с торговых точек значительно ниже, но там, правда, и ситуация другая. Во Франции, Германии, Италии подавляющее большинство трансакций приходится на местные карты. У нас, в России, примерно 40-50% оборота в торгово-сервисных точках падает на иностранцев, а обслуживание их платежей в любой стране мира примерно на 1% дороже. И если в Европе, где доля нерезидентов в платежах составляет 5-10%, этим можно пренебречь, то у нас это невозможно - на такие платежи приходится половина рынка.
Подобной проблемы нет у национальных платежных систем. У них все платежи внутренние и соответственно более дешевые. С другой стороны, они сами по себе не могут предоставить клиентам сервис по всему миру. В принципе есть совместные проекты, когда карта внутри страны обслуживается локальной системой, а при выезде за рубеж - международной. "Российские платежные системы занимают около 45% рынка, в основном за счет регионов, - уверен Владимир Кузнецов. - Сегодня наметилась интеграция между российскими и международными системами: банки выпускают карты российских платежных систем, совмещенные с международными. И этот путь мне кажется наиболее перспективным".