Оказывается, пенсионная реформа может спокойно себе осуществиться, а большинство населения страны даже подозревать об этом не будет. Просто правительство и Пенсионный фонд до сих пор не решили, каким же они способом будут информировать граждан обо всех свершениях в области инвестирования накопительной части пенсионных средств.
Чиновники и бизнесмены сломали уже немало копий по поводу того, как отбирать управляющие компании, как проводить конкурсы, как страховать профессиональную ответственность управляющих компаний, каким должен быть в этом случае страховой тариф и т.д. Дошло даже до того, что премьер-министр Михаил Касьянов объявил "неполное служебное соответствие" заместителю министра экономического развития и торговли Михаилу Дмитриеву за публично высказанное недовольство отсутствием постановлений по пенсионной реформе.
Однако все эти баталии, как, впрочем, и вся пенсионная реформа, так и могут остаться "междусобойчиком", если граждане не узнают, что они смогут сделать с накопительной частью своей пенсии. Можно провести любое количество конкурсов, отобрать сколь угодно много управляющих компаний, но никто им деньги в управление не отдаст. И не потому, что не хотят, а потому, что знать не будут. На прошедшем на днях в Центре стратегических разработок круглом столе по проблемам пенсионной реформы о способах информирования граждан говорилось немало. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, глава Конфедерации обществ защиты потребителей (КОНФОП) Александр Аузан, член комиссии по правам человека Анатолий Голов спрашивали, как граждане узнают о том, что у них в ходе пенсионной реформы вообще будет какой-то выбор. На сегодня ответ: никак не узнают.
Руководитель Пенсионного фонда Михаил Зурабов не собирается брать на себя эту обязанность. По словам Александра Аузана и Анатолия Голова, максимум, на что готов пойти господин Зурабов, - это опубликовать перечень управляющих компаний, прошедших конкурс в "Российской газете", разместить его в интернете и вывесить в филиалах Пенсионного фонда, то есть не сделать практически ничего. Такой подход непонятен, ведь ПФР будет рассылать всем гражданам выписки из пенсионных счетов. Логично было предположить, что вместе с этими выписками можно разослать и другую информацию.
Но даже если человек и получит каким-то образом сведения об управляющих компаниях и решит отдать какой-то из них свои средства, то сделать ему это будет затруднительно. Во-первых, сведений об этих компаниях практически нет и вряд ли они появятся, а отдавать свои деньги неизвестно кому никто не захочет. Во-вторых, чтобы перевести деньги, надо заполнить бланк заявления и затем лично отнести его в отделение Пенсионного фонда по месту жительства или заверить его у нотариуса и выслать почтой (первое означает стояние в непременной очереди, второе плюс к очереди еще и денежные расходы на нотариуса).
Другой важный аспект этой проблемы - кто должен финансировать рекламную кампанию пенсионной реформы. Очевидно, что это должна быть какая-то государственная структура, может быть, тот же ПФР. Тем более что средств на рекламу в бюджете нет. Однако против этого возражают предприниматели. Так, президент управляющей компании "Тройка-Диалог" Павел Теплухин считает, что Пенсионный фонд этим заниматься не должен, поскольку "Пенсионный фонд - конкурент коммерческих структур в борьбе за голоса избирателей на предстоящих выборах".
Во всей этой ситуации есть один четкий выгодоприобретатель. Это Внешэкономбанк, который управляет средствами пенсионных накоплений граждан, не сделавших свой выбор. Чем больше таких граждан будет (им даже придумали общее прозвище - "молчуны"), тем больше средств получит ВЭБ. По мнению экспертов, суммы, которые может получить банк, исчисляются миллиардами долларов. Так что, возможно, и не будет никаких рекламных кампаний и информирования населения. Скорее все ограничится "Российской газетой", интернетом и коридорами ПФР.