- Как нынешняя международная обстановка - война в Ираке и стремление США к гегемонии - влияет на развитие российской и мировой экономик? Как возникшее в последние недели обострение отношений России с США может сказаться на нашей стране? Каковы, на ваш взгляд, истинные цели США в Ираке?
- США в войне преследуют как геополитические, так и экономические цели. Главная цель заключается в том, чтобы заставить весь мир работать в интересах американского диктата, в интересах доллара.
Если говорить о ценах на нефть, то американцам нужны управляемые цены на нефть. Необязательно низкие, как многие думают, они могут быть умеренно высокими, но они должны быть стабильными. США хотят, чтобы цены на нефть были под их контролем.
Для России, Европы и многих других стран эта война сулит реальные потери. Подряды на послевоенные восстановительные работы распределены в пользу американских компаний, которые и будут контролировать весь иракский нефтедобывающий комплекс в случае победы Соединенных Штатов. Военная же оккупация Ирака фактически исключает ЕС и Россию из ближневосточной политики.
Американский капитал получает дополнительные конкурентные преимущества за счет использования военно-политической машины. Отныне повсеместно - там, где американцев обойдут или они посчитают, что их обидели, - против конкурентов может быть применена военная дубинка.
Вспомним, что стояло за бомбардировками Югославии в апреле 1999 года. Их истинной причиной была демонстрация Америкой мускулов Евросоюзу, вводившему свою валюту - евро. Сегодня США силой взламывают закрытый для них иракский рынок.
- Какие меры, на ваш взгляд, стоит предпринять России в этой ситуации?
- Сегодня всем странам, выступающим против войны, необходимо объединить свои усилия. Для начала Соединенные Штаты должны быть объявлены страной-агрессором. Это станет не только политическим шагом, актом солидарности международного сообщества. Это даст право всем странам чувствовать себя свободными от выполнения обязательств перед США. Россия, в частности, получит право заморозить платежи Соединенным Штатам по внешнему долгу.
Следующим шагом по обузданию агрессора должно стать объединение усилий разных стран с целью лишения США главного источника финансирования войны - американского печатного станка. Ни для кого не секрет, что в основе военно-политической мощи Соединенных Штатов лежит массированная эмиссия доллара. С 1971 года, когда американцы отказались обменивать доллар на золото, они фактически присвоили себе право на эмиссию мировой валюты. Сделав доллар мировой резервной валютой, они, по сути, заставляют все страны, которые используют ее, финансировать американский бюджет и предоставлять им неограниченные финансовые возможности, а в настоящий момент - финансировать войну.
Таковы правила американской игры, но пришло время их изменить. Для этого России, странам Содружества Независимых Государств, европейским странам, Китаю следует отказаться от использования доллара в качестве резервной валюты. Если мы прекратим приобретать доллары, брать долларовые кредиты, торговать за доллары нефтью и газом и начнем использовать для этого другие валюты, мы лишим Соединенные Штаты основы их финансовой мощи, оставив агрессора с колоссальными долгами. И если они будут лишены права использовать доллар в качестве мировой резервной валюты, а это в силах международного сообщества, то банкротство США станет очевидным. Тогда им будет уже не до войны.
- Что будет с мировыми ценами на нефть? Насколько российская экономика зависит от них? Как колебания нефтяных котировок повлияют на перспективы развития мировой экономики?
- Согласно большинству оценок экспертов цены на нефть после быстрого завершения операции могут опуститься до 17-18 долларов за баррель, реагируя на ожидания выброса Ираком, который в среднесрочной перспективе может увеличить экспортные поставки до 6-7 миллионов баррелей в день. Сегодня эта страна по программе "Нефть в обмен на продовольствие" дает примерно 2,2-2,5 миллиона баррелей в день. Более низкие цены маловероятны: согласно статистике, с 1983 года нефтяные цены никогда не опускались ниже отметки 15 долларов за баррель на протяжении более 14 месяцев.
Между тем существует и иной сценарий. Если конфликт в Ираке продлится 3-6 месяцев, это не отразится на России. Но если конфликт затянется и приведет к существенным разрушениям производственных мощностей в Ираке, то в среднесрочной перспективе последствия могут оказаться болезненными.
Я думаю, если произойдет существенное превышение планки 40 долларов за баррель, то мировая экономика окажется в депрессивном состоянии, уже в структурном кризисе. И потребуются большие инвестиции для нового витка модернизации.
Однако я не стал бы преувеличивать влияние падения мировых цен на нефть на российский бюджет. Высокие цены на нефть вовсе не были определяющим фактором роста бюджетных доходов за последние три года. Главным было расширение внутреннего спроса, оживление и рост машиностроительного производства, легкой промышленности, пищевой - они в совокупности давали львиную долю прироста доходной части бюджета. Доля нефти в приросте ВВП составляла от силы 15-20%.
- Как вы прогнозируете развитие ситуации на мировых валютных рынках? Что будет с соотношением евро/доллар?
- В настоящее время идет стихийное ослабление доллара. Мировая кредитно-финансовая система, основанная на долларе, представляет собой большую финансовую пирамиду, пирамиду, которая уже трещит под своей массой. Но на мировом рынке сегодня еще нет крупных финансовых игроков, которые могли бы быть заинтересованы в обвале доллара. Если китайцы, к примеру, решат, что пора придать китайской валюте статус мировой, резервной валюты, то первое, что они сделают, нанесут удар по устойчивости доллара. До терактов 11 сентября 2001 года некоторые известные аналитики предсказывали, что к осени этого года доллар будет девальвирован на 20%. Причем эти прогнозы были сделаны и специалистами в США - ведь доллар переоценен.
До 11 сентября казалось, что скоро появится азиатский валютный фонд на базе иены и китайского юаня и азиатские страны решат избавиться от долларовой зависимости, смогут сами генерировать кредиты для своего развития в масштабах всего этого огромного региона. Были планы о переводе на евро всех расчетов по импорту энергоносителей в Европу, что тоже приводит к вытеснению доллара. Сегодня реализация всех этих планов приостановлена, в том числе и потому, что фактически был реализован лозунг: "Кто против долларов, те за международный терроризм".
Судя по последним сводкам с войны, США и Великобритании быстро справиться с поставленной задачей не удастся. Если операция "Шок и трепет" продлится меньше месяца, у доллара появится шанс подняться и восстановить репутацию ведущей мировой валюты. На фоне укрепления американской валюты будет ослабевать европейская.
- Как вы оцениваете деятельность международных финансовых организаций, в том числе в отношении России? Нужно ли России вступать в ВТО?
- Мировые лидеры используют финансовые институты для осуществления своей политической воли. По сути, ни одному заемщику не стало лучше от полученных кредитов. Ни одна страна не вышла из кризиса благодаря помощи МВФ, наоборот - увязла в долгах. Ведь если вы берете кредиты под 8-9%, как это сегодня принято на мировом финансовом рынке, а темпы вашего экономического роста составляют 2-3% годовых, как у большинства развивающихся стран, то вы никогда не сможете эти кредиты в полном объеме вернуть. Это же арифметика.
Устойчивость доллара обеспечивается долгами других стран. В этом, кстати, парадокс, почему американцы охотно идут на списание, реструктуризацию долгов со стороны своих должников. Ведь им очень важно поддерживать постоянный спрос на кредиты. Стоит какому-нибудь крупному должнику обанкротиться и прекратить брать кредиты, тут же падает спрос на доллар. Американцы с помощью Международного валютного фонда всегда "придут на помощь", для того чтобы вытащить должника из долговой ямы, чтобы дать ему возможность и дальше брать кредиты, поддерживая, таким образом, спрос на доллар.
Рекомендации МВФ (обеспечение активного сальдо, урегулирование внутреннего спроса за счет урезания государственных расходов, сдерживание инфляции за счет сокращения социальных расходов, поощрение девальвации для помощи экспорту и т.д.) не приносят положительных аспектов. Либо эти рекомендации не выполняются, либо денежные средства не доходят по назначению, попросту разворовываются, как это происходило в России. Финансовые институты не оглядываются на особенности государств-заемщиков.
Теперь что касается вступления России в ВТО. США нам пытается навязать модель, при которой мы должны вступать во Всемирную торговую организацию на условиях иных, более дискриминационных, нежели это делают другие страны. И в этом смысле заявление Путина о том, что Россия намерена вступать в ВТО на общих основаниях, на мой взгляд, абсолютно оправданно.
В самом деле, почему Россия при присоединении к этой международной организации должна выполнять некие дополнительные условия, которые в первую очередь исходят как раз от США? Так, нам настоятельно "рекомендуется" снизить таможенные пошлины и полностью отказаться от защитных мер в области нашей авиатехники, полностью открыть наш банковский сектор и сектор финансовых услуг. Кроме того, нам откровенно дают понять, что все действующие сейчас ограничения в отношении российского экспорта будут сохранены и после вступления России в ВТО. А в американском законодательстве сейчас существуют как минимум 20 норм, позволяющих использовать против нас весь арсенал антидемпинговых санкций и других ограничений российского экспорта. На том, к примеру, основании, что якобы наши экспортеры пользуются бюджетными субсидиями. Это уже просто абсурд. Достаточно взглянуть на наши бюджеты последних лет. Напротив, это на Западе товаропроизводители пользуются гораздо большей государственной поддержкой, нежели наши. Так что все эти рудименты холодной войны по-прежнему сохраняются.
В такой ситуации смысл присоединения России к ВТО попросту теряется. Зачем нам вступать в эту международную организацию, если у нас с большинством стран действует двусторонний режим наибольшего благоприятствования в торговле, то есть режим торговли не худший, нежели с другими третьими странами? Раз мы и так пользуемся плодами либерализации мировой торговли, то скажите, зачем нам ухудшать нынешние ее условия, если дискриминационные санкции после нашего вступления в ВТО сохранятся, и мы лишь потеряем многие свои конкурентные преимущества от этого шага? В ВТО надо не вступать, а входить, причем входить достойно, а не как колониальная страна.