Вице-президент США Дик Чейни и советник президента Кондолиза Райс приумножают свое состояние нефтью и поставками армии США.
Фото Reuters
В конце марта с поста председателя совета по оборонной политике Министерства обороны США ушел Ричард Перл. Поводом стало письмо конгрессмена Джона Коньерса, обвиняющего Перла в злоупотреблении служебным положением, - по данным сенатора, высокопоставленный американский чиновник был замечен в "конфликте интересов": лоббировании интересов частных компаний в противовес государственным. Копия письма конгрессмена в Пентагон имеется в распоряжении "НГ".
Ричард Перл не единственный член администрации Джорджа Буша, который может стать мишенью для подобных обвинений. Более половины из 100 влиятельнейших чиновников администрации имеют непосредственные финансовые интересы в бизнесе нефтяных компаний и военно-промышленном комплексе. Война в прямом смысле является золотой жилой для этих чиновников. Тем из них, кто связан с ВПК, затягивание войны выгодно, нефтяникам - нет.
"НГ" решила свести воедино данные об имеющихся интересах наиболее заметных американских чиновников в бизнесе. Картина получилась впечатляющая.
Во главе "делегатов" во власть от энергетики, естественно, президент Буш, вице-президент Чейни и помощница президента по национальной безопасности Кондолиза Райс. В руках вице-президента Чейни сконцентрированы крупные пакеты акций нефтяных и нефтесервисных компаний, таких, например, как "Анадарко Петролеум" и "Халлибертон". О размерах интересов Чейни в "Халлибертоне" можно судить по объемам годовых выплат со стороны компании - свыше 35 млн. долл.
Кондолиза Райс в свое время была членом совета директоров "Шеврон/Тексако" и по сей день владеет акциями этой компании на сумму от 250 до 500 тыс. долл. На первый взгляд немного, но и Кондолиза Райс далеко не самый богатый член администрации Буша.
Вот, например, министр торговли Дональд Эванс имеет 36 млн. долл. в бумагах нефтяной компании "Том Браун" - это около двух третей его состояния, оцениваемого в 49 млн. долл. Аналогична структура доходов и его зама Кэтлин Купер.
В целом из топ-100 администрации Буша 43 чиновника владеют различными пакетами акций нефтяных компаний. Например, 14 членам кабинета принадлежали ценные бумаги известной компании "Энрон", которая занималась и сервисным обслуживанием нефтяных фирм: в нее было вложено 886 тыс. долл. Среди крупнейших акционеров "Энрона" - замгоссекретаря Шарлотта Бирс и старший советник президента Карл Роув.
Однако не только "нефтянкой" живы чиновники администрации Буша. К примеру, Пол Вулфовиц - заместитель министра обороны - в прежние времена активно консультировал компанию "БП Амоко". У него есть и пакет акций этой компании, хотя и незначимый. Но основные интересы у него не в "нефтянке", а в военно-промышленном комплексе, к примеру, в крупной компании "Нортроп Грумман", выпускающей высокотехнологичную авиатехнику, корабли, радары.
Аналогичная ситуация и с Карлом Роувом - советником президента. С одной стороны, он является владельцем большого пакета акций компаний "Роял Датч Петролеум" и "БП Амоко". С другой - ему принадлежат ценные бумаги корпорации "Боинг" (на сумму в 250 тыс.) и многих других компаний ВПК.
Дональд Рамсфелд - министр обороны США - владеет всем понемногу. Ему принадлежат акции свыше 500 компаний - от нефтяных до высокотехнологичных корпораций, а также недвижимость. Только за прошедший год министр обороны заработал 10,3 млн. долл., а общая "стоимость" Рамсфелда оценивается в 134 млн. долл.
Колин Пауэлл, госсекретарь США, является крупным акционером "Дженерал Дайнамикс" - производителя авиатехники и одного из крупных контрактеров Министерства обороны США. У него в собственности находится акций на сумму от 1 до 5 млн. долл. Кроме того, Колин Пауэлл - крупнейший инвестор в акции "новой экономики", главным образом в предприятия связи. Кстати, в администрации работает и его сын Майкл, возглавляющий Федеральную комиссию по связи, в которую вкладывает деньги его родитель.
Вся эта информация почерпнута из открытых источников. Дело в том, что чиновники администрации обязаны заполнять декларации о своем финансовом состоянии при приеме на работу. И утаить что-либо существенное невозможно. Хотя при Буше-младшем чиновники стали гораздо меньше, чем в прежние времена, обращать внимания на журналистов, независимых прокуроров, да и на общественное мнение. Война все спишет.