Кайус Рапану, главный аналитик ИБГ "НИКойл"
Я думаю, что у российской стороны есть более веские экономические рычаги и более логичные доводы. Так что контроль над портом Вентспилс получит российский оператор и по цене, которая ближе к той, какую заявляет "Транснефть", а чрезмерные притязания латвийской стороны окажутся неудовлетворенными. Однако и погодные условия в других портах, и ожидаемый скачок цен на нефтяном рынке не позволят России решать проблему при помощи одного лишь давления. Результатом станет взаимоприемлемый компромисс.
Каха Кейкнавелидзе, старший аналитик по нефти и газу ИК "Тройка-Диалог"
"Транснефть" не будет вкладывать средства собственно в покупку терминала. Эта компания вложит свои деньги в развитие трубопроводной системы внутри России, чтобы ей было удобнее перекачивать нефть ближе к Вентспилсу. Однако что бы я отметил, так это взаимную заинтересованность сторон в том, чтобы нефть шла через этот порт. А раз есть взаимная заинтересованность, то стороны договорятся. Вентспилс нужен России, российский транзит нужен Латвии - стало быть, и сделка произойдет.
Алексей Головцов, начальник Информационно-аналитического управления НАУФОР
Сделка состоится. Конъюнктура уж очень выгодная на рынке - нужно как можно больше нефти продавать за рубеж. В ближайшем будущем наши компании смогут расширить добычу, или даже если она останется на нынешнем уровне, нам нужно больше портов. А что касается цены пакета - она окажется посередине между предложениями двух сторон: меньше латвийской, но больше российской. Обеим сторонам это нужно, и, стало быть, будет сделано - а уж торговаться бизнесменов учить не надо. Компромисс будет найден.
Александр Блохин, аналитик ИК "Центринвест":
Рано или поздно ситуация будет разрешена. Так же было и с "Мажейкю нафта". Предполагали в Литве привлечь и американских бизнесменов, уйти от российского влияния. Но времена изменились, да и нефть в Литву не из Америки течет. Можно пытаться оградить себя от России политически, а вот экономически - нельзя, ведь есть российские компании, которые приносят деньги. Сырье идет из России, и, так или иначе, российские компании должны иметь в этом терминале свою долю, чтобы обеспечить жизнеспособность порта на долгое время. Особенно это связано с перспективой того, что экспорт будет расти и у Вентспилса появится мощный конкурент в лице БТС. Что касается цены - погоду будет определять поставщик, а не тот, кто обеспечивает погрузку. Так что цена будет ближе к российскому варианту.