Если до конца мая Дума примет новую редакцию Таможенного кодекса, то с 1 января 2004 г. бизнес сможет забыть о куче подзаконных актов, оставляющих для чиновников множество лазеек, и облегченно вздохнуть. В значительной степени благодаря усилиям РСПП. Документ объемом более 400 страниц, подготовленный рабочей группой союза, по словам заместителя министра экономического развития и торговли Максима Медведкова, "близок к идеалу" и имеет все шансы за весеннюю сессию пройти второе и третье чтения.
Хотя опасность повторения истории с первым чтением ТК все-таки остается: в 1999 г. он успешно преодолел начальный этап прохождения в Думе, но начались выборы, и депутатам стало не до него. А потом у Думы нового созыва появились новые приоритеты. Но нет худа без добра. Благодаря тому, что документ был отложен в "долгий ящик", у бизнес-сообщества появилась возможность не ограничиваться лоббированием отдельных его положений, а добиться непосредственного участия в создании новой редакции.
Новый ТК должен дать бизнесу самое необходимое - предсказуемость в отношениях с таможенными органами, четкое понимание не только своих обязанностей, но и прав, считает глава рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики, генеральный директор ЗАО "Северсталь-групп", председатель совета директоров ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов. Произойдет это главным образом благодаря тому, что кодекс станет документом максимально прямого действия и таможенники больше не смогут по своему усмотрению трактовать его положения. За правительством и ГТК сохранятся определенные полномочия в тех случаях, когда необходимо оперативное регулирование. Но эти случаи и полномочия строго регламентируются.
В новом кодексе будут жестко прописаны сроки таможенного оформления, а количество сведений, необходимых для прохождения тех или иных таможенных процедур, строго ограничат. Это означает, что из многих статей этого документа исчезнет каверзная оговорка "и другие", позволяющая таможенникам требовать от коммерсантов все новые и новые справки, вымогая взятки. Участники внешнеторговой деятельности (ВЭД) получат возможность самим выбирать склад хранения, а рынок околотаможенных услуг станет более прозрачным и конкурентным, поскольку лицензии смогут получать все соискатели, отвечающие прописанным в кодексе требованиям, а отозвать лицензию можно будет только по суду. Кроме того, за участниками ВЭД закрепляется право на возмещение убытков, понесенных из-за неправомочных или ошибочных действий таможни.
Немаловажно и то, что новая редакция ТК соответствует нормам международного права, которые закреплены в Киотской конвенции и соглашениях ВТО, что, по мнению разработчиков, должно не только улучшить инвестиционный климат, но и ускорить переговоры по присоединению России к ВТО.
Но даже если эти переговоры в ближайшее время успехом не увенчаются, российским и особенно иностранным предпринимателям все равно станет значительно легче работать. Сегодня ни один бизнесмен, даже крупный, не рискует конфликтовать с таможней. Ему выгоднее заплатить, чем углубляться в документацию. По словам одного из довольно успешных участников российского компьютерного рынка, "ты можешь жить очень далеко от закона или близко к нему - это тебе ничего не гарантирует, поскольку по нему ты все равно не живешь. Каждый коммерсант должен угадывать, в какой зоне он сейчас находится, соответствует ли он тем правилам, которые на данный момент существуют. Причем идет постоянный обмен информацией, благодаря чему все понимают: здесь платят так, а здесь - так. Сложилась целая культура общения с людьми, от которых зависит растаможка". Вот эту порочную практику по идее и должен устранить новый ТК.
Правда, многие предприниматели относятся к такой перспективе скептически. Они уверены, что в нашей стране никогда не будет принят такой закон, который оставит таможню на одной зарплате. Хотя бы потому, что любой здравомыслящий человек в руководстве ГТК прекрасно понимает, что при этом он лишится наиболее квалифицированных кадров - госбюджет просто не даст ему тех денег, которые необходимы для оплаты этих людей. А так существуют сложившиеся механизмы оплаты этих госчиновников, и все к нему вроде привыкли - и сами чиновники, и предприниматели.
Но есть среди бизнесменов и оптимисты. Они надеются, что вслед за принятием нового ТК начнется когда-нибудь и реформа госслужбы, зарплату таможенникам повысят наконец до приемлемого уровня, взяточников разгонят и пересажают, и, может быть, все это будет еще при нашей жизни.