На мировых финансовых и сырьевых рынках наконец-то появилась определенность - войне в Ираке быть. Однако что будет дальше - остается загадкой. В зависимости от хода войны, по самым пессимистическим сценариям, цены на нефть могут взлететь до 70 долл./барр., курсы европейской или американской валют - рухнуть, а мировая экономика - быть ввергнута в состояние "великой депрессии". Причем от этого в стороне не останется и Россия.
Теперь, после объявления президентом Бушем о 48-часовой готовности начать боевые действия на Ближнем Востоке, все сразу осознали, кто в мире хозяин. И сразу же пополз вверх курс доллара по отношению к евро, снизились нефтяные котировки, выросли курсы акций по всему миру. Вчера к середине дня за один евро, к примеру, давали 1,05 долл., а стоимость нефти впервые с начала февраля упала ниже уровня 30 долл./барр.
Все эти показатели, по оценке экспертов, базируются на уверенности мирового бизнеса в том, что война будет краткосрочной и успешной для Запада. Причем главная интрига состоит не столько в сроках боевой операции, сколько в том, успеет ли Хусейн уничтожить собственную нефтяную промышленность. Если англо-американские войска не успеют взять под контроль нефтяные месторождения в Ираке, то последствия для мировой экономики будут самыми печальными.
Заместитель руководителя Центра развития Андрей Клепач полагает, что нынешние изменения на финансовых и сырьевых рынках - естественная реакция. Рынок уважает решимость и силу США, что и приводит к укреплению доллара. Управляющий директор ИК "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков добавляет: "В ожидании войны все тенденции были гипертрофированы. Евро слишком высоко ушел вверх, хотя проблем у европейской экономики гораздо больше, чем у американской. Цены на нефть загнали наверх спекулятивные настроения и тревожные ожидания предыдущих месяцев. И когда появилась определенность, все рынки сразу отыграли назад". По его мнению, все-таки надо учитывать, что американская экономика более адаптивна, чем экономики других стран. Даже те 90 млрд. долл., которые американцы собираются потратить на войну, - для США не критическая величина. Сейчас настроения всех инвесторов склоняются в пользу того, что Америка действительно добьется в Ираке относительно быстрого успеха, что позволит американским компаниям получить ощутимые выгоды. Андрей Клепач, в свою очередь, прогнозирует, что все неожиданности еще впереди, их наверняка преподнесут война и в особенности послевоенный период. По его предположениям, на деле все обернется значительно более трагично, чем в Югославии. И расхлебывать итоги этого конфликта придется много лет.
От развития ситуации российская экономика, как это бывало раньше, в стороне уже не останется. Начальник аналитического управления доверительных операций Банка Москвы Кирилл Тремасов подчеркивает, что сегодня российский рынок напуган двумя факторами, связанными с начинающейся войной. Во-первых, в условиях нестабильности снижается интерес инвесторов к развивающимся рынкам - это один из законов финансовых рынков. И во-вторых, многие боялись, что иракский кризис резко ухудшит отношения России и США. По мнению Тремасова, именно от США зависят позиции наших компаний на мировых рынках. Несмотря на то что пока этого риска удалось избежать, гипотетическая вероятность "ссоры" Москвы и Вашингтона сохраняется.
Более оптимистичен Евгений Гавриленков: "Российская экономика испытывала и будет испытывать на себе влияние ситуации в Ираке только через цены на нефть. А то, что позиция России по Ираку разошлась с позицией США, в краткосрочном плане вряд ли приведет к каким-то негативным последствиям". Еще и потому, что у России гораздо более тесные торговые отношения с Европой.
Вряд ли снизится и интерес иностранных инвесторов к России. По мнению Гавриленкова, наша страна и так была не очень уж привлекательна. А если учитывать, что существенная часть иностранных инвестиций идет с Кипра - то есть фактически российские деньги, то понятно, что война в Ираке вряд ли негативно скажется на их объемах. Скорее даже наоборот.
Как бы то ни было, все эксперты предупреждают: мировая экономика очень неустойчива и может пойти по любому пути. По прогнозам Тремасова, цены на нефть взлетят, как только в Ираке будут взорваны первые месторождения и если боевая операция затянется. Андрей Клепач полагает, что нефтяные цены наверняка скакнут до 40, а и то больше долл./барр. Если война затянется и иракская инфраструктура будет существенно разрушена, то высокие цены могут продержаться практически до середины года. Но в любом случае война приведет к достаточно высоким ценам в этом году, а ситуация 2004 года окажется в зависимости от того, как будет осуществляться послевоенное восстановление Ирака и распутывание всего клубка противоречий, который здесь неизбежно возникнет.
Судя по всему, сейчас действительно очень сложно прогнозировать ситуацию. Ясно одно - мировая экономическая ситуация становится все более и более нестабильной и непредсказуемой. В условиях колоссальной зависимости России от мировых нефтяных цен запаса прочности у отечественной экономики, увы, не так уж много. Сегодня для нас одинаково плохи и очень высокие, и очень низкие цены на черное золото.
Как война повлияет на мировую экономику |
|||
Длительность военных действий | Мировые цены на нефть | Курсы доллара и евро | Экономический рост |
Блицкриг. | Кратковременный всплеск до 41 долл./барр. во втором квартале, 26 долл. - в третьем квартале 2003 года. К концу года цена устанавливается в коридоре 22-28 долл. | Доллар растет, евро падает. Вероятно скорое достижение валютного паритета. | Прогнозы положительные для США и Европы. |
Блицкриг, однако Ирак все-таки успевает уничтожить нефтяную промышленность. | 50 долл./барр. во втором и третьем кварталах 2003 года. | После кратковременного падения евро опять начнет укрепляться к доллару. Курс колеблется около 1,10 долл./евро. | Дальнейшее замедление темпов экономического роста развитых стран - в Европе до 1%. |
Свыше трех месяцев, и Ирак успевает уничтожить нефтяную промышленность. | Цены высоки - временами до 70 долл./барр. | Доллар падает. | Рецессия экономики развитых стран. Экстренные экономические меры в США и Европе. |
По материалам Reuters, Bloomberg, CBS Market Watch; прогнозы экспертов