Кабинет министров принял принципиальное решение о строительстве нефтепровода на восток. Как сообщил премьер-министр Михаил Касьянов, он будет проложен по маршруту Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин (Китай). К 1 мая будут проведены и представлены властям все необходимые расчеты для строительства этого нефтепровода.
Ранее существовало три альтернативных проекта доставки ресурсов потребителям в Азии: Ангарск-Дацин (на Китай), Ангарск-Находка (на Китай и Японию) и их гибрид. Затраты на первый проект планировались в размере 2,5 млрд. долл., прокладка нефтепровода до Находки потребует около 5,2 млрд. долл., строительство и того и другого не менее 8 млрд. долл.
Решение правительства было однозначно поддержано лишь государственной "Роснефтью", которая едва ли в одиночку выступала за строительство нефтепровода в Находку. "Компания считает строительство нефтепровода на Находку самым выгодным проектом, - такое мнение высказал президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. - Ресурсной базы на заполнение двух трубопроводов в направлении Дальнего Востока не хватит. За последние тридцать лет единственным случаем строительства трубопровода "из суши в сушу" был нефтепровод "Дружба" до Германии, в результате чего с каждой тонны нефти мы теряем 6 долл. К тому же при строительстве трубопровода до Находки Россия сможет избежать монополизма покупателя, выполнив при этом взятые обязательства перед Китаем, куда можно будет поставлять нефть из Находки".
Прочие участники рынка относились к перспективам этого проекта с сомнением. "С точки зрения нефтяных компаний проект Ангарск-Дацин выглядит привлекательнее, - уверен аналитик по ТЭК ИБГ "НИКойл" Эркин Нусуров. - Во-первых, из-за тарифов, которые на Дацин будут значительно ниже. Во-вторых, что не менее важно, разработку нефти в Восточной Сибири пока никто не ведет. И если ЮКОС выразил готовность загрузить нефтепровод в Дацин на 50%, то уверенности в том, что маршрут на Находку будет на 100% востребован, пока нет".
В нефтяной компании ЮКОС также выражают сомнения в том, что ветка нефтепровода до Находки будет востребована в обозримом будущем. "ЮКОС, безусловно, считает имеющим право на существование вариант строительства нефтепровода до Находки, - заявил глава пресс-службы компании Александр Шадрин. - Однако этот экспортный маршрут должен иметь ресурсное обеспечение. По прогнозам российских ученых, это обеспечение будет при оптимистическом сценарии не ранее 2015-2020 года. Поэтому мы считаем оптимальным вариант строительства нефтепровода из Ангарска в Читу и далее в Дацин с возможностью продления его от Читы до Находки".
В "Транснефти" также признают, что нефти для того, чтобы заполнить нефтепроводы на Дальнем Востоке, в России пока нет. "Вопрос стоит так: либо строить нефтепроводы и развивать Восточную Сибирь, либо не строить и не развивать, - пояснил "НГ" вице-президент компании Сергей Григорьев. - Сейчас таких объемов нет, однако с ростом добычи по России в целом в перспективе к 2010-2020 годам строящиеся нефтепроводы будут загружены в достаточной мере". "Компания готова выполнить любое решение правительства, - добавил Сергей Григорьев. - Что решит правительство, то мы и будем строить".
Кредиты, судя по всему, в любом случае будет льготными. Правительство Японии готово предоставить РФ льготные кредиты по линии Банка международного сотрудничества, если нефтепровод будет строиться в Находку.
Но и китайские партнеры готовы простимулировать строительство ветки на Дацин. Заместитель председателя Госплана Китая Чжан Гобао пообещал, что его страна досрочно вернет России кредит в объеме 658 млн. долл., выделенный на строительство Тянванской АЭС. Пекин предлагает направить выплачиваемые средства на прокладку российского участка нефтепровода Ангарск-Дацин.
"Российско-китайский проект - живой, а проект Ангарск-Находка - наиболее перспективный для России, - говорит председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. - Но на окончательное решение будут влиять не соображения выбора самого эффективного маршрута. Если за 2 года японцы вложат 15 млрд. долл., то труба пойдет на Находку".