Сегодня правительство намерено утвердить окончательный план налоговой реформы на ближайшие три года. Две недели назад его рассмотрение пришлось отложить: МЭРТ, Минфин и МНС никак не могли договориться, в какие сроки проводить реформу: в 2004-2005-м или в 2005-2006-м. Искомый консенсус так и не был достигнут. Но срок начала налоговых преобразований анонсирован - 1 января 2004 года. В чем же конкретно они будут заключаться? Похоже, отнюдь не в снижении ЕСН и НДС.
Гражданам обещают отменить налоговый контроль за их расходами, введенный в 1999 году. Что, в общем-то, неудивительно. За все время существования этого механизма на каждое сообщение регистрирующих организаций о покупке недвижимости, машин, акций, культурных ценностей или золота в слитках доначислялось в виде налога менее одного рубля. Граждане, умудренные многолетним горьким опытом общения с родным государством, давно нашли выход. Подтверждение тому - динамично расширяющееся кредитование населения, особенно под покупку крупных товаров. Закон же не позволяет задавать вопрос, из каких средств вы будете этот кредит отдавать.
Впрочем, как подчеркивают в Минфине, отмена контроля за расходами физлиц вовсе не означает налоговую амнистию. А жаль. По мнению многих экспертов, это могло бы сильно стимулировать к инвестициям средний класс, тех кто работал в малых и средних фирмах и имел достаточно высокие доходы, связанные с теневой деятельностью (что не редкость в стране, где доля теневой экономики достигает, по некоторым оценкам, чуть ли не 50% ВВП). Без амнистии капиталов реально инвестировать в какой-то новый бизнес им сложно, а связываться с легализационными схемами не очень интересно из-за рисков и слишком высоких издержек.
В Минфине полагают, что отмена контроля за расходами физических лиц будет способствовать привлечению в экономику дополнительных средств. И скорее всего это действительно повысит спрос прежде всего на товары длительного пользования и в сфере строительства. Вот только в каком направлении этот спрос пойдет? Положим, в строительстве-то отечественная промышленность явно окажется в выигрыше. А вот в остальном население скорее всего предпочтет импорт. Так что, если и будет некоторое оживление на рынке крупных покупок, ничего сногсшибательного в российской экономике от этого не произойдет.
Второе, о чем удалось договориться МЭРТу, Минфину и МНС, - это упрощение порядка возврата экспортного НДС. Впредь он будет не разрешительным, а заявительным. Мера также вполне ожидаемая. Тем более что сейчас накопленная задолженность по возврату НДС составляет 110 млрд. руб., а к 2004 году, по ряду оценок, она может вырасти до 150 млрд. руб. Что довольно цинично со стороны государства, с одной стороны, обсуждающего копеечные суммы, выделяемые на поддержку экспорта, а с другой - в таком объеме использующего деньги экспортеров, по сути, как беспроцентные кредиты.
Впрочем, предприниматели давно научились обходить эту "повинность" с помощью не столько лжеэкспорта - этот канал, как утверждают эксперты, сейчас почти перекрыт, сколько определенными манипуляциями на стадиях, предшествующих экспорту.
Третье, что предлагают МЭРТ, Минфин и МНС, - это новая схема возврата НДС для предприятий, осуществляющих капвложения, - мера, позволяющая снизить проблему дефицита оборотных средств для предприятий. Сейчас инвестор получает право на возврат НДС только после принятия на баланс построенных объектов. С 2004 года НДС станут возвращать по окончании налогового периода, например в конце года. Это позволит оставлять у компаний значительные оборотные средства, что совсем не лишнее. Но компенсировать отмену инвестиционной льготы и существенно стимулировать инвестиционную активность такая мера не сможет. А о предлагавшемся ранее введении "инвестиционной премии" (механизм которой, кстати, никто из официальных лиц так и не прокомментировал) что-то больше ничего не слышно.
Получается, что все опять свелось к второстепенным действиям. Причем ни одно из них нельзя назвать явно стимулирующим инвестиционную активность, хотя, казалось бы, это и есть основная цель налоговой реформы. Особенно сейчас, учитывая, что в 2002 году темп прироста инвестиций (102,6%) впервые был ниже темпа прироста ВВП (104,3%). При том, что, по оценкам экспертов Мирового банка, для разумных темпов роста ВВП у нас прирост инвестиций должен составлять 15-17% в год, а нам этого уровня (17,4%) удалось достигнуть только в 2000 году. Так что необходимость в стимулировании инвестиционного процесса вроде бы очевидна.
Остается лишь надеяться, что тема налоговой реформы не будет этим закрыта. Потому что в том наборе преобразований, который предлагается ввести с 2004 года, от налоговой реформы вообще ничего не осталось. "Все это - меры по улучшению налогового администрирования. В целом налоговая нагрузка остается той же. Речь, по сути, идет лишь о том, как улучшить деятельность налоговой службы. С тем же успехом сюда можно засчитать, например, ликвидацию налоговой полиции. Это даже не экономические меры, а чисто административные, - считает начальник управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований Юрий Симачев. - Но надежда на то, что к снижению ЕСН и НДС правительство еще вернется, пока остается".
Времени, конечно, как всегда, остается мало. Но можно вспомнить, какими темпами принималась, например, та часть Налогового кодекса, которая связана с налогом на прибыль, сколько туда потом еще вносилось поправок, какие они все были разные и какого объема. Так что все еще можно успеть, было бы желание. Если, конечно, у министров есть какие-то иные задачи, кроме как спокойно досидеть свой срок в привычных кабинетах. Тогда им действительно лучше не рисковать и, не снижая налогов, продолжать жить как жили.