Вчера в Министерстве экономического развития и торговли состоялось очередное заседание Торгово-экономического совета при МЭРТ. Этот орган был создан еще в начале 2001 года, но большого значения в российской экономической жизни не имел, его деятельность сводилась к ритуальным заседаниям и к вручению награды "Лучший экспортер года". Однако, как сообщили корреспонденту в пресс-службе МЭРТ, теперь министерство собирается реанимировать форум предпринимателей-экспортеров. Акцент в работе Совета отныне будет делаться на заседаниях рабочих групп, которым предстоит обсуждать различные аспекты взаимодействия бизнеса и государства. Возрождение предпринимательского форума связано с новым приоритетом нашей экономической политики - поддержкой промышленного экспорта. Ответсеком нового-старого Совета назначен руководитель недавно созданного департамента поддержки экспорта Минэкономразвития Владимир Зингман.
Ключевой частью заседания Совета стало выступление заместителя главы МЭРТ Максима Медведкова, посвященное вступлению в ВТО. Доклад был сделан в закрытом режиме, но, как удалось выяснить корреспонденту "НГ", его основная мысль заключалась в том, что теперь вступление России во Всемирную торговую организацию зависит не от экспертов-экономистов и вообще не от переговоров, а от руководителей государств, которые должны принять политическое решение. Для России по многим вопросам, в частности о выравнивании внутренних и внешних цен на энергоносители, резерв компромиссов исчерпан.
Сам Вадим Зингман прежде всего рассказал собравшимся о предложениях по поддержке экспорта, которые министерство уже направило в правительство. Главным инструментом реализации экспортной политики станет Росэксимбанк. Основная задача этого банка - гарантирование (по сути, страхование) от политических рисков банковских кредитов, предоставляемых продавцам и покупателям российской промышленной продукции. Проблема заключается в том, что российские несырьевые товары поставляются главным образом в страны со сложной экономической и политической обстановкой. Именно поэтому банки либо не решаются кредитовать такие экспортные операции, либо завышают проценты. Гарантии Росэксимбанка призваны решить эту проблему. Банк будет также кредитовать зарубежных покупателей российской промышленной продукции под гарантии иностранных государств. Рассматривается также вопрос о том, чтобы Росэксимбанк частично компенсировал банковские процентные ставки для участников внешнеторговых операций.
Разумеется, распространить деятельность Росэксимбанка на все виды экспорта не удастся. Именно поэтому предлагается создать межведомственную комиссию, которая будет утверждать перечни товарных групп и стран-партнеров, "достойных" государственного кредитования и гарантирования.
На эти цели в бюджете 2004 г. планируется выделить 90 млн. долл. Сумма сравнительно небольшая, но Вадим Зингман считает, что начинать надо с обкатки механизмов господдержки, а потом уже просить государство выделять дополнительные средства. В Китае государственное страхование экспортных кредитов началось в 1996 году с суммы в 40 млн. долл. Теперь бюджетные ассигнования на поддержку экспорта составляют около 2 млрд. долл.
Будет ли деятельность Росэксимбанка иметь реальное значение для российского бизнеса? Об этом корреспондент "НГ" спросил членов Торгово-экономического совета. Председатель совета директоров зерноторговой компании "Юг Руси" Сергей Кислов уверен, что безусловно будет, поскольку при торговле с Турцией и странами Ближнего Востока важнейшей помехой для российского бизнеса является отсутствие надежных банковских гарантий. Заместитель председателя промышленного комитета Госдумы Петр Шелищ заявил, что любая мера в поддержку промэкспорта пойдет на пользу, поскольку сейчас государство для этого не делает просто ничего.