Установлен новый рекорд золотовалютных резервов России - за февраль их объем вырос на 3,8 млрд. долл. и составил более 53 млрд. долл. А всего с начала года золотовалютные резервы увеличились на 5,3 млрд. долл. Причем в течение всего февраля сценарий торгов повторялся с завидной устойчивостью - участники рынка играли на повышение рубля, а Центральный банк им противостоял, скупая рекордные объемы американской валюты. И вчера курс российского рубля по отношению к доллару впервые за последние восемь месяцев "пробил" отметку в 31,5 - минимальные котировки валюты США в ходе торгов составляли 31,48 руб./долл., что соответствует значению конца июня прошлого года.
Колоссальный приток валюты в страну в течение первых месяцев 2003 года, судя по всему, прекратится нескоро. Это лишь первая волна выручки по экспортным поставкам конца прошлого года. Поскольку с тех пор цена на нефть только росла, то и валютные поступления будут только расти. Так что правительство и ЦБ скоро столкнутся с жестким приступом "голландской болезни" - приток нефтедолларов будет работать на укрепление рубля.
Нельзя сказать, что Центробанк не пытается противодействовать "голландке". Но когда он закупает валюту на внутреннем рынке, то, препятствуя укреплению рубля и падению доллара, Центробанк одновременно увеличивает рублевую массу, тем самым провоцируя инфляцию. И уже очевидно, что заложенные в бюджет параметры роста цен - 10-12% - выдержаны вряд ли будут. Наконец, роль в усилении инфляции играет и падение на мировых рынках курса доллара по отношению к евро.
По прогнозам инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg, если цены на нефть хотя бы сохранятся на нынешнем высоком уровне, то курс рубля в 2004 году может повыситься до 28,5 за доллар. И обрабатывающие отрасли экономики окажутся в тяжелейшей ситуации. Иными словами, страна еще больше будет зависеть от колебаний нефтяных цен.
Впрочем, "голландскую болезнь" можно и купировать. К примеру, сверхприбыль экспортеров нефти можно стерилизовать гибкой системой налогов. И это задача Минфина. Однако правительство пытается переложить всю ответственность за инфляцию и курс рубля на Центральный банк. Хотя, по словам первого заместителя министра финансов Алексея Улюкаева, "если возникают какие-либо дополнительные доходы, связанные исключительно с конъюнктурой, то их нужно улавливать фискальной системой и уводить в резерв - это стопроцентная стерилизация".
Однако таким свойством фискальная система обладает только в том случае, если ее настроить на определенные функции. Но правительство никак не решается заняться действенной стерилизацией валюты - уже два года в Минфине лежит законопроект о налоге на дополнительную прибыль. Пока же кабинет министров возлагает надежды на скорое принятие законопроекта по либерализации валютного регулирования. То есть власти предпочитают не стерилизовать чрезмерную долларовую массу, а снять все преграды на пути экспорта капиталов из страны.