Российская фармацевтическая промышленность может пострадать от расширения Европейского союза, считают в Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП).
Проблема состоит в сроке патентной защиты оригинальных лекарственных препаратов. Фармацевтическая индустрия стран - кандидатов в ЕС, равно как и российская, производит главным образом лекарства-дженерики, то есть дешевые аналоги "фирменных" препаратов. В соответствии с международным законодательством местные производители получают право выпускать подобные лекарства по истечении определенного срока патентной защиты. И сейчас вступающие в ЕС государства при поддержке Австрии, Испании и Португалии стремятся провести решение о сокращении срока патентной защиты до 5 лет. Союзником этих стран является и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), где считают, что жесткие рамки патентной защиты делают многие эффективные препараты недоступными для жителей бедных стран из-за высокой цены.
Против такого подхода резко возражает Германия, где находятся наиболее крупные европейские компании, вложившие огромные средства в разработку современных препаратов. Позиция крупных транснациональных компаний понятна: фармакологические исследования, разработка нового современного препарата и выведение его на рынок - процесс очень дорогой. В среднем на одно лекарство тратится 300-500 млн. долл.
Этот конфликт касается и России. Как подчеркнул исполнительный директор АРФП Виктор Дмитриев, из-за нынешней неопределенности в отношении патентной защиты у отечественных производителей могут возникнуть серьезные трудности при вступлении страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Кроме того, российские компании ведут активный бизнес на фармацевтических рынках Восточной Европы и Балтии. В мае 2004 года эти государства войдут в ЕС. Естественно, что российские производители не хотели бы терять свои позиции на рынках этих стран. Как считают в АРФП, в случае нерешенности проблемы сроков патентной защиты вполне вероятно введение дискриминационных мер в отношении российских фармацевтов.
За предстоящий год можно успеть кое-что сделать, чтобы подготовиться к новой ситуации. По мнению Виктора Дмитриева, необходимо провести ревизию законодательства в сфере регулирования оборота лекарственных средств. Это касается законов о лекарствах и о рекламе, а также Налогового кодекса. К работе следует привлечь максимальное количество заинтересованных лиц: производителей препаратов, руководителей регулирующих органов, врачей, занятых в проведении клинических испытаний. Наконец, попросту необходима активная работа с европейскими коллегами - с тем чтобы добиться принятия решения о сокращении срока патентной защиты фирменных препаратов.