На фоне приближения военной развязки иракского конфликта мировые валюты продолжает лихорадить. Стоило министру финансов США Джону Сноу после выступления в палате представителей неосторожно обмолвиться, что нынешнее снижение курса доллара - нормальное явление, как американская валюта тут же упала до рекордного за четыре года минимума 1,1003 долл./евро.
В России доллар был всегда самым надежным инструментом сбережения. И теперь большинству россиян, лишившихся привычной "тихой заводи", приходится искать новые способы сохранить свои накопления. Правда, пока укрепляющийся стараниями Банка России и Минфина рубль еще не вытеснил в массовом сознании традиционную веру в иностранную валюту. По данным Госкомстата, доля расходов россиян на покупку иностранной валюты в январе 2003 года выросла до 11,7% всех денежных доходов с 6,2% в январе 2002 года (а в среднем в прошлом году российские граждане тратили на покупку валюты 5,5% всех денежных доходов). А традиционные затраты на потребительские нужды (на покупку товаров и оплату услуг) оказались ниже показателей января 2002 года (77,5 и 83,7% соответственно). И все-таки вопрос - в чем хранить свои кровные и хранить ли вообще? - остается. Причем его все чаще задают не только люди состоятельные, но и те, у кого просто на черный день припрятана "заначка". На первый взгляд чего проще - поменять доллары на евро, и вся недолга. Однако делать это, как выясняется, бессмысленно - банковская комиссия съест всю предполагаемую выручку от этой операции.
Как бы то ни было, видимо, покупать доллары впрок сегодня не стоит. Ведь, как рассказал корреспонденту "НГ" главный экономист Brunswick UBS Warburg Ал Брич, роль евро в мире будет только усиливаться.
По прогнозам этой компании, к концу года курс доллара по отношению к европейской валюте упадет до 1,15, а в следующем году - до 1,20. Как считают в Brunswick, это несомненно усилит инфляционное давление и на рубль.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили главного экономиста, управляющего директора ИК "Тройка-Диалог" Евгения Гавриленкова:
- Нынешняя ситуация достаточно неопределенна. Непонятно, когда начнется и как будет разворачиваться военная операция в Ираке, какая будет цена на нефть, как себя поведут мировые потоки капитала, что будет усиливаться - евро или доллар. В этих условиях крайней неопределенности самое разумное диверсифицировать свои сбережения - что-то держать в долларах, что-то в евро. Старые же накопления лучше оставить в том, в чем они лежат. Для людей состоятельных по-прежнему привлекательной остается недвижимость (пока других финансовых инструментов у нас мало). И конечно, всем, в том числе и менее состоятельным, лучше доверить свои сбережения компаниям, которые профессионально занимаются управлением активами.
Стоит присмотреться и к банкам. Правда, инфляция у нас выше, чем банковские проценты по депозитам. Но если хранить деньги просто в банкнотах - в тех или других - доходность получается еще более минусовая: понятно, что если по рублевым вкладам сейчас можно получить процентов 9-10, от силы 12, то доходность с учетом инфляции составляет примерно минус 3%, но это дает хоть какую-то компенсацию. А если рубли будут просто лежать в кармане, то минус будет уже 12-14%.
Экономист ИК "Тройка-Диалог" Антон Струченевский продолжает мысль Евгения Гавриленкова:
- Населению следует спокойно отнестись к событиям. Не следует обходить вниманием рублевые финансовые инструменты. В ситуации низких процентов по депозитам в долларах и евро интерес могут представлять вложения в рублевые финансовые инструменты, например, в облигации. В итоге достаточно выгодным может оказаться инвестирование в паевые фонды.
Впрочем, прогнозы экспертов относительно ближайшего будущего мировой экономики, а следовательно, и основных мировых валют туманны и противоречивы. Одни предрекают США скорый финансовый крах, другие утверждают, что Америку рано сбрасывать со счетов, поскольку ее экономика весьма адаптивна и хуже, чем в 2002 году, ей уже не будет. А вот Европейский союз в ближайшем будущем ждет испытание на прочность в виде присоединения ряда восточноевропейских стран. В результате средняя эффективность ЕС снизится, так что, может быть, для доллара не все потеряно.