Правительство всерьез озаботилось проблемой контроля за деятельностью малого бизнеса. По распоряжению премьер-министра Михаила Касьянова в Госдуму внесен законопроект, еще более ограничивающий проведение плановых проверок небольших компаний.
В соответствии с действующим законодательством плановые инспекции проводятся не чаще чем один раз в два года одним ведомством. По новым же предложениям правительства этот срок увеличивается до трех лет. Впрочем, внеплановые мероприятия по контролю (в случае, как говорится в законопроекте, необходимости обеспечения безопасности) это вовсе не отменяет.
Как рассказала корреспонденту "НГ" заместитель начальника управления общественных связей Министерства экономического развития и торговли Галина Воронченкова, этот законопроект лежит полностью в русле планов правительства отойти от всеобъемлющего контроля за экономикой. По ее словам, дальнейшая дебюрократизация экономики облегчает жизнь как самим предпринимателям, так и государству, снижая соответствующие бюджетные расходы. В МЭРТ считают, что непосредственный контроль за качеством продукции должен осуществлять сам рынок - производители, продавцы и общественные потребительские организации. Государству же следует вмешиваться только для обеспечения безопасности покупателей. И при выявлении фактов нарушения вводить жесткие финансовые санкции против виновной компании.
Однако подобный уровень взаимодействия между бизнесом и государством скорее всего дело весьма отдаленного будущего. Сегодня же, как свидетельствуют результаты анализа, проведенного Всемирным банком и Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), степень административного давления на экономику по-прежнему остается высокой. Причина - уже не в пробелах правового поля, а в слабом исполнении ранее принятого пакета законов о дебюрократизации экономики.
Действительно, по данным руководителя исследования Екатерины Журавской, за 2001-2002 годы среднее число инспекций всех видов сократилось на 26%. Но многие предприятия все еще сталкиваются с бесчисленными плановыми проверками со стороны одного и того же ведомства, то есть с прямым нарушением закона. Чаще других грешат подобными нарушениями санэпиднадзор и противопожарная служба.
Особая головная боль для малого бизнеса - незапланированные инспекции. Наиболее часты внеплановые проверки органами внутренних дел - 45% их визитов происходят вне плана. Более того, в ходе двух третей всех незапланированных проверок инспекторы не предъявляют ордера. И в каждом третьем случае штрафы "не основаны на официальной шкале".
Уровень дебюрократизации не одинаков в разных регионах. В Московской и Самарской областях, Санкт-Петербурге и Приморском крае количество инспекций только выросло. Всемирный банк и ЦЭФИР делают вывод: чем более независимы муниципальные бюджеты от вышестоящих бюджетов, тем меньше проводится проверок. Наконец, в большинстве регионов отмечается рост числа посредников, услугами которых вынужден пользоваться малый бизнес при регистрации и лицензировании. Как правило, эти "консультанты" тесно связаны с местными администрациями, и навязывание их услуг представляет, по сути, легализованную форму коррупции.
По оценке главного экономиста московского представительства Всемирного банка Кристофера Рюля, новым компаниям на рынке приходится сложнее в тех регионах, где доминируют крупные предприятия. И, напротив, где количество малых предприятий велико, там реформы успешнее. Поэтому, как считает Рюль, разрушение "монолитной" структуры экономики - крупных предприятий, в том числе и принадлежащих "новым олигархам", - в некоторых регионах попросту необходимо для блага страны и успеха реформ.
В МЭРТ в принципе согласны с выводами экспертов. По словам заместителя министра Аркадия Дворковича, государство готово реагировать на тревожные сигналы, внося коррективы в работу контролирующих органов. Галина Воронченкова добавляет, что проблемой остается менталитет чиновников, да и самих предпринимателей. Мало кто готов самостоятельно бороться с незаконными проверками, считает она.