Все межгосударственные объединения, созданные на территории бывшего СССР, отличает патологическая вялость. Для участников таких соглашений отношения с США, Китаем или Европой часто являются более важными, чем обязательства перед бывшими братскими республиками. Решения, принимаемые на постсоветских межгосударственных форумах, часто остаются невыполненными.
Причина этого заключается отнюдь не в отсутствии доброй воли, а во вполне объективных экономических обстоятельствах. У большинства бывших советских республик товарооборот со странами Запада превышает товарооборот с соседями по бывшему СССР. Именно поэтому наблюдатели постоянно пророчат быструю смерть и СНГ, и российско-белорусскому союзу, и Европейско-Азиатскому экономическому сообществу. Впрочем, ЕврАзЭС, которое объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, является все-таки наиболее жизнеспособным из постсоветских объединений, поскольку уровень интеграции между его членами сравнительно высок. Но особой положительной динамики и здесь пока не наблюдается: товарооборот ЕврАзЭС в 2002 году практически не увеличился (рост составил всего 0,7%). При этом у России он вырос только с Белоруссией (6,3%) и Киргизией (20%), а объемы торговли с Казахстаном и Таджикистаном, наоборот, уменьшились - на 9,4% и 33,3% соответственно.
В пятницу в Москве прошло шестое заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Сами участники заседания в беседе с прессой признавали, что в деле создания единого экономического пространства сообщество продвинулось пока слабо и что причиной тому - отсутствие единых правил игры. Вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что мешают прежде всего антидемпинговые разбирательства, которые государства - члены
ЕврАзЭС регулярно затевают друг против друга. Поэтому на заседании Межгосударственного совета был рассмотрен ряд документов, определяющих способы защиты национальных внутренних рынков без применения антидемпинговых мер против соседей. Если бы соглашение о взаимном неприменении антидемпинговых расследований было подписано, ЕврАзЭС стало бы оазисом свободной торговли, ведь такие расследования - нормальная практика ВТО. К слову сказать, членам ЕврАзЭС рано или поздно предстоит вступать во Всемирную торговую организацию, и это может сделать невозможными никакие особые экономические отношения со своими соседями - правила ВТО запрещают предоставлять льготы для отдельных стран. Россия на переговорах по присоединению к ВТО пытается оговорить за собой право на преференции для постсоветских республик, но удастся ли ей это - неизвестно. Между тем Киргизия уже вступила в ВТО, и это обстоятельства делает ее участие в ускоренной евразийской интеграции проблематичным.
Конечно, члены ЕврАзЭС были бы гораздо больше заинтересованы в интеграции, если бы они, так же как и Белоруссия, имели надежду на более дешевые поставки российских энергоносителей. Возможно, именно эти соображения побудили вице-премьера Кудрина пообещать, что через 2-3 года Россия перестанет взимать НДС с нефти и газа, поставляемых в страны ЕврАзЭС. Сегодня углеводороды - единственный товар, с которого НДС взимается. Если Россия сдержит свое обещание, то наши соседи смогут сэкономить около 1 млрд. долл. в год - причем за счет российского бюджета. Остается только гадать, собирается ли наше правительство сдержать свое обещание и на какие ответные шаги соседей оно надеется.