В среду бывший руководитель российского правительства, а ныне директор Института проблем экономики переходного периода Егор Гайдар в присутствии большого количества известных политиков, чиновников и экономистов выступил с грандиозным докладом, изложив свои взгляды на экономическое развитие России в долгосрочной перспективе. Как заявила корреспонденту "НГ" пресс-секретарь "Союза правых сил" Елена Дикун, доклад Гайдара можно считать предвыборной экономической программой СПС. Гайдар уже выступал на заседании совета партии, более того - по словам Дикун, из Кремля все время звонят, чтобы позаимствовать из гайдаровского доклада то одну, то другую идею.
То, что СПС прислушивается к экономическим воззрениям Егора Гайдара, - не новость. Но в качестве предвыборной программы, призванной сделать партию более популярной среди избирателей, изложенные Гайдаром взгляды никуда не годятся. Скорее они могут вызвать чувство уныния и потерю исторического оптимизма. Гайдар аргументированно и с цифрами доказал, что у России нет никаких надежд на то, чтобы сравняться по уровню жизни и объемам производства с развитыми странами. С 1820 года положение России среди стран мира всегда было примерно одним и тем же. По важнейшим экономическим показателям она отставала от самых богатых стран Европы примерно на 45-60 лет, и это соотношение в целом сохранялось независимо от формы правления и качества правительства. Последние 200 лет российский уровень ВВП на душу населения всегда соответствовал среднемировому - то есть Россия всегда была посередине между богатыми и бедными государствами. Следовательно, надеяться на радикальное изменение положения в мире Россия не может. И на ускорение экономического роста перед выборами - тоже. Структурные реформы, которые проводит сегодня правительство, имеют очень важное значение, но их результаты скажутся на темпах развития экономики только через несколько десятков лет. Этим и должна заниматься Россия: выстраивать институты, имеющие долгосрочное значение. При этом следует ориентироваться на опыт развитых стран, которые находились примерно в той же экономической ситуации несколько десятилетий назад.
В частности, России нужно создать осмысленную иммиграционную политику. Если в наших городах есть спрос на дешевые рабочие руки иностранцев, то эти иностранцы будут работать в России, несмотря ни на какие административные рогатки. Ни одна из развитых стран мира не может защититься от нелегальной трудовой иммиграции, а Россия, находящаяся в окружении стран с многочисленным русскоязычным населением, и не должна этого делать.
Кроме того, России надлежит быстро наращивать объем пенсионных накоплений, инвестируемых в приносящие доход активы. Доля пенсионеров в населении растет во всех странах, и - по большому счету - ни одна из стран еще не знает, как в перспективе будет решать эту проблему. В то же время увеличивать пенсионный возраст правительство ни одной из демократических стран не может по политическим причинам.
Что касается модного сегодня понятия "промышленная политика", то этот вопрос Гайдар вообще не считает принципиальным. Меры промышленной политики применяются разными странами мира - но всегда для защиты отраслей, находящихся в упадке, вроде угольной промышленности. Промышленная политика, по словам Гайдара, - оборонительная мера и к ускорению темпов развития отношения не имеет.