Сегодня мэр Москвы Юрий Лужков и глава французского концерна Renault Луи Швейцер объявят о начале реализации совместного проекта по созданию в нашей столице мощностей по сборке автомобилей концерна. Французская сторона вложит в СП "Автофрамос", собирающее машины на территории завода АЗЛК, 250 млн. долл., в результате чего на базе СП будет создано производство мощностью в несколько десятков тысяч машин в год.
Это, безусловно, хорошая новость, особенно с учетом того, что цена Renault московской сборки, как ожидается, составит около 10 тыс. долл. Однако у медали есть и обратная сторона - по мере открытия в России новых сборочных производств у правительства появляется все больше резонов увеличить пошлины на импортные авто. Реальные сборы с иномарок в возрасте от 3 до 7 лет могут возрасти с 25 до 55%.
Чиновники из правительства Москвы уверены в том, что уже к 2005 году предприятие будет производить 60 тысяч машин в год, а в перспективе объем производства может составить до 120 тысяч. Однако эксперты не разделяют этой уверенности. "Это слишком оптимистичная оценка, - уверена Елена Сахнова, аналитик по авторынку "Объединенной финансовой группы". - Если рассматривать перспективы сборочного производства в России, то о выходе на объемы производства в 60 тысяч можно говорить скорее через пять лет. 120 тысяч - это вопрос следующего десятилетия".
Перспективы развития завода в Москве аналитики оценивают особенно сдержанно. "Практика размещения автозаводов в черте таких мегаполисов в мире не слишком распространена, - считает аналитик ИК "Проспект" Николай Иванов. - В крупных городах земля и рабочая сила дороже".
Сегодня СП "Автофрамос" собирает 20 автомобилей Renault Symbol в день - и по итогам года, как ожидается, будет продано более 5,5 тысячи машин московской сборки. Планы "дочки" еще одного крупного мирового производителя - завода компании Ford во Всеволожске - на 2003 год: продать порядка 10-15 тысяч автомобилей Focus российской сборки.
"Продукция российских сборочных заводов крупных международных концернов конкурирует не столько с АвтоВАЗом, сколько с импортными подержанными иномарками в возрасте от 3 до 7 лет, - утверждает г-жа Сахнова. - С отменой льгот частным лицам и повышением пошлины с 25 до 35% реальная ставка, по которой будут облагаться подержанные иномарки на таможне, возрастет с 25 до 55%..."
"Увеличение пошлин на подержанные иномарки приведет к падению объемов ввоза иномарок и расширению рынка для автомобилей, произведенных в России", - согласен Николай Иванов.
Соответствующие предложения - о повышении пошлин на импортные автомобили в возрасте от 3 до 7 лет с 25 до 35% - уже направлены в правительство. Впрочем, это еще не означает того, что в течение ближайших месяцев соответствующее решение будет принято. Дискуссия о повышении пошлин на иномарки старше семи лет проходила около года. За это время в Россию было импортировано гигантское количество старых машин - по свидетельству аналитиков, их запасы не распроданы до сих пор.