0
1085
Газета Экономика Интернет-версия

21.02.2003 00:00:00

В медицине начинается финансовая централизация

Тэги: страхование, фомс, дмитриев


Вчера заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев представил на заседании российского правительства концепцию модернизации обязательного медицинского страхования. Концепция эта призвана решить ряд проблем, которые выявились с тех пор, как в России в начале 90-х годов была создана система медстраха.

Было плохо

Финансирование медицины в России происходит из нескольких источников. Важнейшим из них являются Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Список заболеваний, оплачиваемых ФОМСами, составляет так называемую программу обязательного медицинского страхования. Все, что не входит в эту программу, оплачивается или, точнее, должно оплачиваться за счет бюджета. Беда в том, что не все обязательства государства обеспечены финансовыми ресурсами. По данным Минэкономразвития, дефицит государственного финансирования здравоохранения в среднем по России составляет около 40%.

Еще одна проблема заключается в том, что система обязательного медицинского страхования в отличие от страхования пенсионного сейчас децентрализована - в каждом субъекте Федерации существует собственный территориальный фонд. В бедных регионах и ФОМСы тоже бедные. Кроме того, между фондами нет расчетов, лечиться в Ростове по тамбовскому страховому полюсу невозможно.

Правительство и медицинскую общественность также беспокоит отсутствие четких критериев, позволяющих оценить эффективность финансовых вложений в медицину. "Принцип подушевого финансирования медицинских услуг устарел, - заявил корреспонденту "НГ" президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. - Необходимо заменить его дифференцированной системой тарифов, уплачиваемых за пролеченный случай (конечный результат), зависящих от сложности требуемого медицинского вмешательства".

Фонды обязательного медицинского страхования финансируются из двух источников. Прежде всего это единый социальный налог, то есть взносы предприятий и организаций. Со сбором единого социального налога у государства никаких проблем нет, он неизменно собирается с перевыполнением плана. При этом считается, что взносы работодателей должны идти на покрытие медицинского обслуживания работающего населения. Однако ФОМСы должны также оплачивать лечение детей, пенсионеров, инвалидов и безработных. Эту часть расходов фондов должны покрывать территориальные бюджеты. Но у них, разумеется, денег всегда не хватает.

Все эти проблемы отчасти призвана решить предложенная концепция.

Станет лучше

В этом году к уплате страховых взносов за неработающих пенсионеров в некоторых регионах подключился Пенсионный фонд, а начиная со следующего года их уплату будет софинансировать федеральный бюджет. Однако федеральная казна станет заботиться о неработающих гражданах только при условии, что то же самое будут делать власти региона. На практике это означает, что субъектам Федерации придется заключать многосторонние соглашения с Федеральным ФОМСом, Пенсионным фондом, Минфином и Минздравом. Если администрация региона не заключит такого соглашения, то вся ответственность за финансирование медпомощи неработающему населению ляжет на нее.

Вообще предлагаемые реформы будут продолжать идущую во всех сферах государственного управления линию на централизацию. Сегодня большая часть страховых взносов идет территориальным ФОМСам. МЭРТ предлагает перераспределить денежный поток в пользу федерального фонда. Делается это для того, чтобы федеральный фонд выполнял по отношению к территориальным ту же функцию, какую сегодня федеральный бюджет выполняет по отношению к региональным. Федеральный ФОМС должен "выравнивать бюджетную обеспеченность". Иными словами, деньги будут перераспределяться от регионов-доноров к тем областям и республикам, в которых сбор единого социального налога не позволяет обеспечить населению нужный уровень социального обслуживания.

Наконец, авторам концепции не нравится, что бюджет и Фонды медицинского страхования пользуются при выделении средств разными критериями. Источник финансирования медицины должен быть один, считают в МЭРТе. И хотя пока никто еще не может сказать, какой организации предстоит выполнять роль "единого источника", очевидно, что региональным властям эту роль не доверят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1749
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1093
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
796
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1077

Другие новости