В четверг правительство обсудит новый, уточненный вариант программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период (с 2003 по 2005 год). В понедельник заместитель министра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович представил ее журналистам. Казалось бы, в появлении нового документа нет смысла: ведь существует программа развития России до 2004 года, утвержденная правительством два года назад. Более того, эта программа успешно выполняется. Например, прирост ВВП в 2002 году в ней был запланирован в размере 3,5%, в то время как в реальности он составил 4,3%. Перевыполняются и другие запланированные прежде показатели. Значит, отнюдь не экономическая цифирь сама по себе вызывает беспокойство в ведомстве Германа Грефа.
Проблема бедности решена
Почти одновременно с появлением уточненной программы возглавляемый советником премьер-министра Александром Белоусовым Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования опубликовал собственный обзор, в котором подводятся итоги 2002 года и делаются прогнозы на нынешний год. Этот обзор можно рассматривать как своеобразный комментарий к грефовской программе. То, о чем "программисты" из Минэкономразвития стараются говорить дипломатично, сотрудники центра пишут откровенно и жестко. Об итогах прошлого года в белоусовском обзоре написано совершенно недвусмысленно: "В 2002 г. резко ухудшилось качество экономического роста. Усилилась зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков сырья. Более половины прироста ВВП было получено в торговле и экспортно-сырьевом секторе промышленности. Произошли качественные изменения, отражающие исчерпание резервов посткризисного роста. Наметился возврат к экспортно-сырьевому типу развития, свойственному российской экономике в 1995-1997 гг.". И экономические итоги нынешнего года авторы прогноза ставят в зависимость не от хода реформ, а исключительно от конъюнктуры мирового рынка сырья. Долго и устойчиво рост, опирающийся на нефть, продолжаться не может - это понимают все, включая сотрудников федеральных ведомств.
Если сравнить программу, утвержденную правительством в 2001 году, с ее нынешней редакцией, то можно обнаружить несколько концептуальных отличий. В старом варианте наряду с экономическим ростом стояла задача повышения уровня жизни. Последствия кризиса 1998 года еще достаточно болезненно ощущались населением, и поэтому "преодоление послекризисного спада уровня жизни" названо в старом варианте программы "первой задачей". В уточненном варианте про благосостояние народа почти ничего не говорится. Если бы авторы новой редакции могли писать все, что они думают на самом деле, они сказали бы, что эта задача на настоящем этапе уже решена, и, пожалуй, даже слишком. А вот в обзоре белоусовского центра, который не является официальным учреждением и поэтому не обязан выражаться политкорректно, написано прямо: "Ускоренный рост реальных доходов и потребления населения оторвался от повышения производительности труда и базируется на перераспределении доходов (добавленной стоимости) от предприятий к населению. В силу этого он сопровождается повышением издержек и снижением рентабельности производства".
Модернизация отчаяния
Сейчас власть собирается сосредоточиться исключительно на экономическом росте, причем даже не на его темпах, которые можно считать удовлетворительными, а на его факторах и качестве.
И тут мы должны отметить еще два отличия новой программы от старой. Прежде всего в новой программе особый акцент делается на изменение структуры экономики в пользу перерабатывающих и - в особенности - высокотехнологических отраслей промышленности. Конечно, о необходимости модернизации говорили всегда, но в новом документе об этом говорится с явной тревогой, власть призывает сама себя предпринять самые экстренные меры для реформирования структуры промышленности, развития хай-тека и энергосбережения. Лозунгом правительства становится "ускоренная диверсификация экономики". Сам Аркадий Дворкович назвал ускоренную диверсификацию основной задачей.
Предполагается, что реализация программы позволит увеличить долю машиностроительной продукции в экспорте с 10 до 12-15%, а долю перерабатывающего сектора в общем объеме промышленного производства - с 49,6 до 51,2%. Правда, ни о каких государственных инвестициях речи по-прежнему не идет. Надежды, как и раньше, возлагаются на косвенные методы стимулирования, улучшение инвестиционного климата и создание эффективных финансовых институтов, которые обеспечат переток капиталов из ТЭКа, а заодно мобилизуют сбережения населения.
Главным инструментом реализации программы Дворкович назвал налоговую реформу, и это вполне понятно: со времен написания первого варианта абрис налоговой реформы стал более или менее ясен, ее основные положения утверждены правительством, более того - трансформация налоговой системы стала практически единственной среди затеянных реформ, чьи последствия уже сегодня сказываются на экономике. Здесь мы подходим к еще одной особенности новой программы: в ней особенно подчеркивается, что Россия существует в мире, переживающем процессы глобализации. Вообще Герман Греф стал постоянно говорить о том, что мы живем в условиях жесткой межстрановой конкуренции. И программа признает, что нам приходится конкурировать с другими странами за капиталы, технологии и человеческие ресурсы, при этом конкурировать приходится в равной степени за капиталы российского и иностранного происхождения. Не снижать налоги - значит погибнуть в конкурентной борьбе.
Экономические прогнозы на 2003 г. |
||||
Экономический показатель (% прироста к предыдущему году) |
Среднесрочная программа развития РФ до 2004г. (утверждена в марте 2001 г.) |
Среднесрочная программа развития РФ до 2005 г. (разработана к февралю 2003 г.) |
Прогноз Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования |
|
Пессимистический сценарий | Оптимистический сценарий | |||
ВВП | 2,6 | 3,5-4,4 | 2,6-2,8 | 3,7-3,9 |
Промышленное производство | 3,2 | 3,2-4,1 | 2,6-2,8 | 3,6-3,8 |
Инфляция | 10-13 | 10-12 | 11-12 | 14-15 |
Инвестиции в основной капитал | 4,5 | 6-7,5 | 5,2-5,4 | 8,3-8,5 |
Реальные располагаемые доходы населения | 4,5 | 5,7-7 | 4-4,2 | 6,5-6,7 |